(1)Гимназист VII класса Егор Зиберов милостиво подаёт Пете Удодову руку. (2)Петя, двенадцатилетний мальчуган в сером костюмчике, пухлый и краснощёкий, с маленьким лбом и щетинистыми волосами, расшаркивается и лезет в шкап за тетрадками. (3)Занятие начинается.
(4)Согласно условию, заключённому с отцом Удодовым, Зиберов должен заниматься с Петей по два часа ежедневно, за что и получает шесть рублей в месяц — готовит он его во II класс гимназии.
— (5)Ну-с… — начинает Зиберов, — Вам задано четвёртое склонение. Склоняйте fructus!
(6)Петя начинает склонять.
— (7)Опять вы не выучили! — говорит Зиберов, вставая. — (8)В шестой раз задаю вам четвёртое склонение, и вы ни в зуб ногой! (9)Когда же, наконец, вы начнёте учить уроки?
— (10)Опять не выучил? — слышится за дверями кашляющий голос, и в комнату входит Петин папаша, отставной губернский секретарь Удодов. — (11)Опять? (12)Почему же ты не выучил? (13)Ах ты, свинья, свинья! (14)Верите ли, Егор Алексеич? (15)Ведь и вчерась порол!
(16)И, тяжело вздохнув, Удодов садится около сына и подсматривает в истрёпанный учебник Кюнера. (17)Зиберов начинает экзаменовать Петю при отце. (18)Пусть глупый отец узнает, как глуп его сын! (19)Гимназист входит в экзаменаторский азарт, ненавидит, презирает маленького краснощёкого тупицу, готов побить его. (20)Ему даже досадно делается, когда мальчуган отвечает впопад — так опротивел ему этот Петя!
— (21)Вы даже второго склонения не знаете! (22)Не знаете вы и первого! (23)Вот вы как учитесь! (24)Ну, скажите мне, как будет звательный падеж от meus filius (мой сын (лат.))?
— (25)От meus filius? (26)Meus filius будет… это будет…
(27)Петя долго глядит в потолок, долго шевелит губами, но не даёт ответа.
— (28)А как будет дательный множественного от dea (богиня (лат.))?
— (29)Deabus… filiabus! — отчеканивает Петя.
(30)Старик Удодов одобрительно кивает головой. (31)Гимназист, не ожидавший удачного ответа, чувствует досаду.
— (32)А ещё какое существительное имеет в дательном abus? — спрашивает он. (33)Оказывается, что и «anima — душа» имеет в дательном abus, чего нет в Кюнере.
— (34)Звучный язык латинский! — замечает Удодов. — (35)Алон… трон… бонус… антропос… (36)Премудрость! (37)И всё ведь это нужно!
— говорит он со вздохом.
(38)«Мешает, скотина, заниматься… — думает Зиберов. — (39)Сидит над душой тут и надзирает. (40)Терпеть не могу контроля!»
— (41)Ну-с, — обращается он к Пете. — (42)К следующему разу по латыни возьмёте то же самое. (43)Теперь по арифметике… (44)Берите доску. (45)Какая следующая задача?
(46)Петя плюёт на доску и стирает рукавом. (47)Учитель берёт задачник и диктует:
— «Купец купил 138 аршин чёрного и синего сукна за 540 рублей. (48)Спрашивается, сколько аршин купил он того и другого, если синее стоило 5 рублей за аршин, а чёрное 3 рубля?» (49)Повторите задачу.
(50)Петя повторяет задачу и тотчас же, ни слова не говоря, начинает делить 540 на 138.
— (51)Для чего же это вы делите? (52)Постойте! (53)Впрочем, так… продолжайте. (54)Остаток получается? (55)Здесь не может быть остатка. (56)Дайте-ка я разделю!
(57)Зиберов делит, получает 3 с остатком и быстро стирает. (58)«Странно… — думает он, ероша волосы и краснея. — (59)Как
же она решается? (60)Гм!.. (61)Это задача на неопределённые уравнения, а вовсе не арифметическая…»
(62)Учитель глядит в ответы и видит 75 и 63.
«(63)Гм!.. странно… (64)Сложить 5 и 3, а потом делить 540 на 8? (65)Так, что ли? (66)Нет, не то».
(67)Решайте же! — говорит он Пете.
— (68)Ну, чего думаешь? (69)Пустяковую задачу решаешь! — говорит Удодов Пете. — (70)Экий ты дурак, братец! (71)Решите уж вы ему, Егор Алексеич,
(72)Егор Алексеич берёт в руки грифель и начинает решать. (73)Он заикается, краснеет, бледнеет.
— (74)Эта задача, собственно говоря, алгебраическая, — говорит он.
— (75)Её с иксом и игреком решить можно. (76)Впрочем, можно и так решить. (77)Я, вот, разделил… понимаете? (78)Теперь, вот, надо вычесть… понимаете? (79)Или, вот что… (80)Решите мне эту задачу сами к завтраму… (81)Подумайте…
(82)Петя ехидно улыбается. (83)Удодов тоже улыбается. (84)Оба они понимают замешательство учителя.
(По А.П. Чехову*)
* Антон Павлович Чехов (1860-1904) – русский писатель, классик мировой литературы, врач и общественный деятель.
Анализ содержания текста.
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Егор Зиберов прекрасно разбирался и в латыни, и в арифметике, был талантливым учителем.
2) На все вопросы Зиберова Петя отвечал неправильно.
3) Петиному отцу нравился звучный латинский язык, он понимал важность его изучения.
4) Во время занятия учитель был раздражён.
5) Егор Алексеевич не смог решить задачу, которую задал своему ученику.
(Задание из сборника ФИПИ-2023, вариант 22)
1) Егор Зиберов прекрасно разбирался и в латыни, и в арифметике, был талантливым учителем. — высказывание не соответствует содержанию текста («Странно… — думает он, ероша волосы и краснея. — (59)Как же она решается? (60)Гм!.. (61)Это задача на неопределённые уравнения, а вовсе не арифметическая… »)
2) На все вопросы Зиберова Петя отвечал неправильно. — высказывание не соответствует содержанию текста («(50)Петя повторяет задачу и тотчас же, ни слова не говоря, начинает делить 540 на 138. — (51)Для чего же это вы делите? (52)Постойте! (53)Впрочем, так… продолжайте»)
3) Петиному отцу нравился звучный латинский язык, он понимал важность его изучения. — высказывание соответствует содержанию текста («36)Премудрость! (37)И всё ведь это нужно!»)
4) Во время занятия учитель был раздражён. — высказывание соответствует содержанию текста (« говорит он со вздохом. (38)«Мешает, скотина, заниматься… — думает Зиберов. — (39)Сидит над душой тут и надзирает. (40)Терпеть не могу контроля!»»)
5) Егор Алексеевич не смог решить задачу, которую задал своему ученику. — высказывание соответствует содержанию текста («80)Решите мне эту задачу сами к завтраму… (81)Подумайте…»)