Задача к ОГЭ по русскому языку на тему «Задачи от Цыбулько» №453

(1)Родители мои купили небольшое именьице в Кромском уезде. (2)Тем же летом мы переехали из большого городского дома в очень уютный, но маленький деревенский дом с балконом, под соломенною крышею. (3)Это местность степная и хлебородная, и притом она хорошо орошена маленькими, но чистыми речками.

(4)В деревне у меня сразу же завелись обширные и любопытные знакомства с крестьянами. (5)Пока отец и мать были усиленно заняты устройством своего хозяйства, я не терял времени, чтобы самым тесным образом сблизиться с взрослыми парнями и с ребятишками, которые пасли лошадей. (6)Сильнее всех моими привязанностями овладел, впрочем, старый мельник, дедушка Илья — совершенно седой старик с пребольшими чёрными усами. (7)Он охотно вступал в беседы, которые вёл отрывками, без всякой связи, но любил систему намёков и при этом подсмеивался не то сам над собою, не то над слушателями. 

(8)По должности мельника дедушка Илья имел довольно близкое отношение к водяному, который заведовал нашими прудами, верхним и нижним, и двумя болотами.

(9)Дедушка Илья о нём всё знал и говорил:

— Он меня любит. (10)Он, если когда и сердит, домой придёт за какие-нибудь беспорядки, — он меня не обижает. (11)Ляг тут другой на моём месте, на мешках, — он так и сорвёт с мешка и выбросит, а меня ни в жизнь не тронет.

(12)Все молодые люди подтверждали мне, что между дедушкою Ильёю и «водяным дедкой» действительно существовали описанные отношения, но только они держались вовсе не на том, что водяной Илью любил, а на том, что дедушка Илья, как настоящий, заправский мельник, знал настоящее, заправское мельницкое слово, которому водяной повиновался так же беспрекословно, как ужи и жабы, жившие на плотине. 

(13)С ребятами я ловил пескарей и гольцов, которых было великое множество в нашей узенькой, но чистой речке Гостомле; но по серьёзности моего характера более держался общества дедушки Ильи, опытный ум которого открывал мне полный таинственной прелести мир, который был совсем мне, городскому мальчику, неизвестен. (14)От Ильи я узнал и про домового, который спал на чердаке, и про водяного, который имел прекрасное и важное помещение под колёсами мельницы, и про кикимору, которая была так застенчива и непостоянна, что пряталась от всякого нескромного взгляда в разных пыльных углах сараев. (15)Меньше всех дедушка знал про лешего, потому что этот жил где-то далеко и только иногда заходил к нам в густой ракитник, чтобы сделать себе новую ракитовую дудку и поиграть на ней в тени деревьев. (16)Все эти живые и занимательные истории имели тогда для меня полную вероятность, и их густое, образное содержание до такой степени переполняло мою фантазию, что я сам был чуть ли не духовидцем. (17)Ребячий милый мир тех сказочных существ, о которых наговорил мне дедушка Илья, казался мне необходимым. (18)Лесные родники осиротели бы, если бы от них были отрешены гении, приставленные к ним народною фантазией.

(По Н. С. Лескову*)

* Николай Семёнович Лесков (1834-1895) — известный русский писатель и публицист.


Анализ средств выразительности. 

Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является эпитет.

1) Родители мои купили небольшое именьице в Кромском уезде.

2) В деревне у меня сразу же завелись обширные и любопытные знакомства с крестьянами.

3) Ляг тут другой на моём месте, на мешках, — он так и сорвёт с мешка и выбросит, а меня ни в жизнь не тронет.

4) Все эти живые и занимательные истории имели тогда для меня полную вероятность, и их густое, образное содержание до такой степени переполняло мою фантазию, что я сам был чуть ли не духовидцем.

5) Лесные родники осиротели бы, если бы от них были отрешены гении, приставленные к ним народною фантазией.

(Задание из сборника ФИПИ-2023, 2024, вариант 6)

Эпитет – образные, эмоциональные определения (прилагательные или причастия)

1) Родители мои купили небольшое именьице в Кромском уезде. – неверно. В утверждении содержится лишь факт, что было куплено именьице. «Небольшое» – прилагательное, показывающее нам всего лишь его размер, оно не является ярким/образным.

2) В деревне у меня сразу же завелись обширные и любопытные знакомства с крестьянами. – верно. Мы можем заметить слова «обширные и любопытные»; это яркие определения, которые помогают нам представить, какими были знакомства у героя.

3) Ляг тут другой на моём месте, на мешках, — он так и сорвёт с мешка и выбросит, а меня ни в жизнь не тронет.  – неверно. В предложении нет ярких и образных определений => здесь нет эпитета. Но в предложении есть устойчивое выражение, фразеологизм «ни в жизнь», можем заменить «ни при каких обстоятельствах».

4) Все эти живые и занимательные истории имели тогда для меня полную вероятность, и их густое, образное содержание до такой степени переполняло мою фантазию, что я сам был чуть ли не духовидцем. – верно. В предложении содержатся слова «занимательные», «живые», «густое»; это эмоциональные определения (в данном случае прилагательные), которые помогают нам лучше представить истории и понять, как трепетно рассказчик относился к ним. 

5) Лесные родники осиротели бы, если бы от них были отрешены гении, приставленные к ним народною фантазией. – неверно. «Лесные» – прилагательное, оно лишь констатирует факт о лесных родниках, оно не является образным, ярким и показательным.

Ответ: 24
Оцените статью
Я решу все!