Задача к ОГЭ по русскому языку на тему «Задачи от Цыбулько» №423

(1)Это было на пятый день моего пребывания в доме дяди. (2)3а обедом выяснилось, что пропал Филька, сова, напугавшая меня в первую ночь в новом доме. (3)Филька жил со дня своего появления (то есть с того дня, как дядя привёз его однажды, возвратившись с пригородной охоты) в большой кладовой. 

(4)В результате долгих поисков мёртвую птицу нашли в сундуке. (5)Но кто мог это сделать? (6)Кто поступил так жестоко?

(7)Тут мне разом припомнилась одна сцена, и я поняла всё. (8)Несколько дней назад Жюли злобно шептала в кровати: «Жорж мне сделал гадость, а у него не будет Фильки…» (9)Сестра решила отомстить брату за то, что по его вине была наказана: она хотела скрыть, что получила единицу за урок, а он все рассказал отцу.

(10)Конечно, Жюли не призналась ни в чём. (11)А виновной единодушно признали меня. 

(12)Я стояла, ничего не понимая. (13)Меня обвинили — и в чём же? (14)В чём я совсем не была виновата. 

(15)Я взглянула на тётю Нелли и не узнала её лица. (16)Всегда спокойное и красивое, оно как-то подёргивалось в то время, когда она говорила: 

— Девочка неисправима. (17)Надо наказать её. 

(18)В ту же минуту Матильда Францевна высунулась за порог и крикнула: 

— Несите розги! 

(19)Я похолодела. (20)Липкий пот выступил у меня на лбу. (21)Меня? (22)Высечь? (23)За что? 

(24)Гувернантка подскочила ко мне, схватила меня за плечи и изо всей силы бросила на один из сундуков, стоявших в кладовой. 

(25)Голова у меня закружилась сильнее. (26)Во рту стало горько и как-то холодно. (27)И вдруг… 

— (28)Не смейте трогать Лену! — прозвенел над моей головой чей-то дрожащий голос. 

(29)Я быстро вскочила. (30)Передо мной стоял Толя. (31)По его детскому личику катились крупные слёзы. (32)Воротник курточки съехал в сторону. (33)Видно, что мальчик спешил сюда сломя голову. 

— (34)Не смейте сечь Лену! — кричал он вне себя. — (35)Лена не трогала Фильку! 

— (36)Толя! (37)Сейчас же замолчи! — прикрикнула на него гувернантка и взмахнула надо мною отвратительным пучком прутьев. 

(38)Но тут случилось то, чего не ожидали ни я, ни она, ни сам Толя: сильно пошатнувшись, мальчик грохнулся в обмороке на пол. 

(39)Поднялся крик, шум, беготня, топот. (40)Я была очень благодарна милому мальчику за то, что он спас меня от позорного наказания, и в то же время я готова была быть высеченной, лишь бы Толя остался здоров. 

(41)Размышляя, я присела на край сундука и сама не знаю как, но сразу заснула, измученная перенесёнными волнениями. 

— (42)Тс! (43)Ты не спишь, Леночка? 

(44)Лунный свет льётся в кладовую через маленькое окошко, и в этом свете я вижу маленькую фигурку, которая тихо прокрадывается ко мне и протягивает огромный кусок ливерной колбасы. 

— (45)Ешь, Леночка! — слышится мне тихий шёпот, в котором я узнаю голосок моего недавнего защитника Толи. — (46)Ты ничего ещё не кушала с обеда. 

— (47)Толечка! — удивилась я. — (48)Как же тебя пустили сюда? 

— (49)Никто и не думал меня пускать. (50)Я сам пришёл, Леночка! (51)Добрая! (52)Хорошая! (53)Когда тебя гувернантка выдрать хотела, я разом понял, что ты ни в чём не виновата. (54)И так мне жалко тебя стало… 

(55)Я нежно обвила рукою его белокурую головку, посадила его к себе на колени, прижала к груди. (56)Что-то хорошее, светлое, радостное наполнило мою душу. (57)Вдруг всё стало так легко и отрадно. (58)Я так хотела сблизиться с кем-нибудь из детей Икониных, но в ответ от них получала одни только насмешки и брань. (59)Милый, дорогой Толя! (60)Спасибо тебе за всё! 

(61)И тут же я разделила пополам колбасу, одну половину отдала Толе, а за другую принялась сама. (62)В жизни моей никогда не ела я ничего вкуснее!

(63)Когда колбаса была съедена, мой маленький друг протянул мне ручонку и сказал, робко поглядывая на меня своими ясными глазками:
— Так помни же, Леночка: Толя теперь твой друг!

(64)В первый раз у меня стало весело на душе: я нашла друга в холодной дядиной семье. 

(По Л. А. Чарской*) 

* Лидия Алексеевна Чарская (1875-1937) — русская детская писательница, актриса.
 


Анализ средств выразительности.

Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является эпитет.

1) За обедом выяснилось, что пропал Филька, сова, напугавшая меня в первую ночь в новом доме. 

2) Гувернантка подскочила ко мне, схватила меня за плечи и изо всей силы бросила на один из сундуков, стоявших в кладовой. 

3) Я была очень благодарна милому мальчику за то, что он спас меня от позорного наказания, и в то же время я готова была быть высеченной, лишь бы Толя остался здоров. 

4) — Никто и не думал меня пускать. Я сам пришёл, Леночка! 

5) В первый раз у меня стало весело на душе: я нашла друга в холодной дядиной семье.

(Задание из сборника ФИПИ-2023, вариант 3)

Эпитет – образные, эмоциональные определения (прилагательные или причастия)

1) За обедом выяснилось, что пропал Филька, сова, напугавшая меня в первую ночь в новом доме. – неверно. Перед нами констатация факта – всего лишь описание явления (сова напугала = она напугавшая), нет ярких определений.

2) Гувернантка подскочила ко мне, схватила меня за плечи и изо всей силы бросила на один из сундуков, стоявших в кладовой. – неверно. В предложении нет слов, которые могут нас заинтересовать. В этом фрагменте представлены лишь однородные члены предложения (сказуемые).

3) Я была очень благодарна милому мальчику за то, что он спас меня от позорного наказания, и в то же время я готова была быть высеченной, лишь бы Толя остался здоров. – верно. В предложении содержится слово «позорного»; это эмоциональное определение (в данном случае прилагательное), которое помогает нам лучше представить ужасное наказание, которое могло ждать героиню.

4) — Никто и не думал меня пускать. Я сам пришёл, Леночка! – неверно. В предложении нет эпитета, это можно понять благодаря отсутствию ярких определений – тут их нет в принципе. В тексте представлены лишь слова героя.

5) В первый раз у меня стало весело на душе: я нашла друга в холодной дядиной семье. – верно. Описание семьи не только создаёт яркий образ, но и содержит некоторую оценку героев: мы будто видим перед собой чёрствых людей, понимаем, как они вели себя с девочкой.

Ответ: 35
Оцените статью
Я решу все!