Задача к ОГЭ по русскому языку на тему «Задачи от Цыбулько» №418

Синтаксический анализ.

Прочитайте текст.

(1)Во всяком языке есть слова «свои» и «чужие» — те, которые пришли из других языков: например, слова дом, ехать, белый для русского языка — «свои», исконные, а слова монумент, курсировать, оранжевый — «чужие», заимствованные (монумент — из латинского, курсировать — из немецкого, оранжевый — из французского). (2)Заимствование слов — естественный и необходимый процесс языкового развития. (3)Ведь лексическое заимствование обогащает язык и обычно не вредит его самобытности, так как при этом сохраняется основной, «свой» словарь, а кроме того, неизменным остаётся присущий языку грамматический строй, не нарушаются внутренние законы языкового развития. (4)Правда, не все языки в равной мере восприимчивы к иноязычному влиянию. (5)Например, Исландия, вследствие своего островного положения, долгое время была слабо связана с «материковыми» народами, неслучайно в исландском языке мало заимствований из других языков.

Укажите варианты ответов, в которых даны верные утверждения. Запишите номера ответов.

1) В первой части сложного предложения 1 простое глагольное сказуемое.

2) Предложение 2 сложное бессоюзное.

3) Предложение 3 содержит 2 (две) грамматические основы.

4) Предложение 4 простое, осложнённое вводным словом.

5) Предложение 5 сложное бессоюзное, состоит из двух частей.

(Задание из сборника ФИПИ-2023, вариант 3)

(1)Во всяком языке есть слова «свои» и «чужие» — те, которые пришли из других языков: например, слова дом, ехать, белый для русского языка — «свои», исконные, а слова монумент, курсировать, оранжевый — «чужие», заимствованные (монумент — из латинского, курсировать — из немецкого, оранжевый — из французского). (2)Заимствование слов — естественный и необходимый процесс языкового развития. (3)Ведь лексическое заимствование обогащает язык и обычно не вредит его самобытности, так как при этом сохраняется основной, «свой» словарь, а кроме того, неизменным остаётся присущий языку грамматический строй, не нарушаются внутренние законы языкового развития. (4)Правда, не все языки в равной мере восприимчивы к иноязычному влиянию. (5)Например, Исландия, вследствие своего островного положения, долгое время была слабо связана с «материковыми» народами, неслучайно в исландском языке мало заимствований из других языков.

Укажите варианты ответов, в которых даны верные утверждения. Запишите номера ответов.

РЕШЕНИЕ:

1) В первой части сложного предложения 1 простое глагольное сказуемое. – верно. Первая грамматическая основа: «есть слова “свои” и “чужие”». В состав сказуемого «есть» входит только глагол => перед нами простое глагольное сказуемое. 

2) Предложение 2 сложное бессоюзное. – неверно. Сложное предложение – предложение, в котором 2 и более грамматические основы. Бессоюзное сложное предложение – предложение, где грамматические основы НЕ связаны при помощи сочинительных/подчинительных союзов или союзных слов. Перед нами же простое предложение, где есть только 1 грамматическая основа: «Заимствованиепроцесс».

3) Предложение 3 содержит 2 (две) грамматические основы. – неверно. В предложении есть четыре грамматические основы: 1-ая: «заимствование обогащает и не вредит»; 2-ая: «сохраняется словарь»; 3-ья: «неизменным остаётся строй»; 4-ая: «не нарушаются законы». 

4) Предложение 4 простое, осложнённое вводным словом. – верно. Перед нами вводное слово «Правда», которое относится к категории «способ оформления мыслей»; предложение является простым, так как в нём одна основа – «языки восприимчивы».

5) Предложение 5 сложное бессоюзное, состоит из двух частей. – верно. Есть 2 грамматические основы: 1-ая: «Исландия была слабо связана»; 2-ая: «мало заимствований». Между ними нет сочинительных/подчинительных союзом или союзных слов => предложение сложное бессоюзное.

Ответ: 145
Оцените статью
Я решу все!