Синтаксический анализ.
Прочитайте текст.
(1)Люди с давних пор задумывались о происхождении музыки, и поэтому уже в древности было сложено немало легенд о её «изобретении»: древние греки, к примеру, считали её великим даром богов, а бога солнца Аполлона – покровителем искусств, изображая его с кифарой в руках. (2)В древнегреческом мифе о певце Орфее, в русской былине о певце-гусляре Садко и других народных легендах нашла выражение любовь человека к музыке, восхищение её красотой. (3)Но изобретение музыки нельзя приписать никому, так же как нельзя приписать кому-либо изобретение нашей речи. (4)С древнейших времён человеку была присуща потребность выражать свои чувства в песне, хотя известно, что в определённой мере эта потребность присуща некоторым животным, прежде всего птицам. (5)Но все соловьи мира поют одну и ту же песню, и только человек умеет выразить в пении всё разнообразие своих чувств, мыслей, своё отношение к окружающей жизни.
Укажите варианты ответов, ответов. в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов
1) Одна из частей сложного предложения 1 содержит обособленное определение.
2) Предложение 2 осложнено обособленным определением.
3) В сложном предложении 3 одна из грамматических основ — изобретение нельзя приписать.
4) Предложение 4 сложноподчинённое с последовательным подчинением придаточных частей.
5) Во второй части сложного предложения 5 содержится составное глагольное сказуемое.
(Задание из сборника Цыбулько-2022, 2023; вариант 36)
(1)Люди с давних пор задумывались о происхождении музыки, и поэтому уже в древности было сложено немало легенд о её «изобретении»: древние греки, к примеру, считали её великим даром богов, а бога солнца Аполлона – покровителем искусств, изображая его с кифарой в руках. (2)В древнегреческом мифе о певце Орфее, в русской былине о певце-гусляре Садко и других народных легендах нашла выражение любовь человека к музыке, восхищение её красотой. (3)Но изобретение музыки нельзя приписать никому, так же как нельзя приписать кому-либо изобретение нашей речи. (4)С древнейших времён человеку была присуща потребность выражать свои чувства в песне, хотя известно, что в определённой мере эта потребность присуща некоторым животным, прежде всего птицам. (5)Но все соловьи мира поют одну и ту же песню, и только человек умеет выразить в пении всё разнообразие своих чувств, мыслей, своё отношение к окружающей жизни.
Укажите варианты ответов, ответов. в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов
РЕШЕНИЕ:
1) Одна из частей сложного предложения 1 содержит обособленное определение. – неверно. Обособленное определение чаще всего выражено причастным оборотом/приложением. В предложении есть лишь обособленное обстоятельство – деепричастный оборот: «изображая его с кифарой в руках».
2) Предложение 2 осложнено обособленным определением. – неверно. В предложении есть 2 ряда однородных членов предложения: 1-ый: «в мифе, в былине»; 2-ой: «любовь, восхищение». Обособленных определений в предложении нет.
3) В сложном предложении 3 одна из грамматических основ — изобретение нельзя приписать. – неверно. Грамматическая основа – «нельзя приписать»; от неё можем задать вопрос – кого? что? (Винительный падеж) – «изобретение», то есть это дополнение, а не подлежащее.
4) Предложение 4 сложноподчинённое с последовательным подчинением придаточных частей. – верно. Действительно, от главного предложения: «С древнейших времён человеку была присуща потребность выражать свои чувства в песне» – можем задать вопрос – несмотря на что? вопреки чему? – к первой придаточной части: «хотя известно», где «хотя» – подчинительный союз, а «известно» – отдельная грамматическая основа. От первого придаточного предложения можем задать вопрос – что? что именно? – ко второму придаточному предложению: «что в определённой мере эта потребность присуща некоторым животным, прежде всего птицам», где «что» – подчинительный союз, а «потребность присуща» – отдельная грамматическая основа.
5) Во второй части сложного предложения 5 содержится составное глагольное сказуемое. – верно. Грамматическая основа – «человек умеет выразить», где сказуемое выражено при помощи глагола-связки и смыслового глагола.