Задача к ОГЭ по русскому языку на тему «Задачи от Цыбулько» №261

Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых в предложениях должно стоять двоеточие.

Первобытный человек отражал в рисунках важнейшие события жизни племени (1) удачную охоту (2) войну (3) голод. Письмо рисунками называется (4) пиктографией. Пиктографическое письмо напоминает ребусы (5) каждый знак-рисунок передаёт (6) не звуки и слоги языка (7) а обозначает определённое понятие (8) которому (9) в устной речи соответствует слово.

(Задание из сборника Цыбулько-2021, 2022, 2023, 2024, Дощинского-2025; вариант 30)

Первобытный человек отражал в рисунках важнейшие события жизни племени: (1) удачную охоту, (2) войну, (3) голод. Письмо рисунками называется (4) пиктографией. Пиктографическое письмо напоминает ребусы: (5) каждый знак-рисунок передаёт (6) не звуки и слоги языка, (7) а обозначает определённое понятие, (8) которому (9) в устной речи соответствует слово.

Рассмотрим постановку знаков для каждой цифры:

1 – ставится двоеточие; мы видим обобщающее слово (события), а далее ряд однородных членов предложения: «охоту, войну, голод» Если обобщающее слово стоит ДО однородных членов предложения, ставится двоеточие. 

2, 3 – ставятся запятые; перед нами однородные члены предложения: «охоту, войну, голод». Можем представить в виде схемы: О, О, О. То есть однородные члены соединены только при помощи интонаций => ставим запятые. 

4 – знаки препинания не ставятся; нет причин. От грамматической основы: «Письмо называется» – можем задать вопрос – кем? чем? – «типографией». Это обычный второстепенный член предложения, не требующий обособления.

5 – ставится двоеточие; перед нами бессоюзное сложное предложение, где есть 2 грамматические основы: «письмо напоминает ребусы»; «знак-рисунок передаёт, а обозначает». Вторая часть поясняет содержание первой: знак-рисунок передаёт не звуки и слоги языка, а обозначает определенное понятие, поэтому пиктографическое письмо напоминает ребусы.

6 – знаки препинания не ставятся; нет причин. От части грамматической основы: «знак-рисунок передаёт» – можем задать вопрос – кого? что? – «не звуки и слоги языка». Это обычные второстепенные члены предложения, не требующие обособления.

7 – ставится запятая; перед нами однородные члены предложения: «передаёт, а обозначает». Можем представить в виде схемы: О, а О. То есть однородные члены соединены при помощи сочинительного союза «А» => ставим запятую. 

8 – ставится запятая; от главного предложения: «…каждый знак-рисунок передаёт не звуки и слоги языка, а обозначает определённое понятие» – можно задать вопрос – какое? – к придаточной части: «которому в устной речи соответствует слово», где «которому» – союзное слово, а «соответствует слово» – отдельная грамматическая основа. 

9 – знаки препинания не ставятся; нет причин.

Ответ: 15
Оцените статью
Я решу все!