Задача к ОГЭ по русскому языку на тему «Задачи от Цыбулько» №158

Прослушайте текст и напишите сжатое изложение.

Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.

Объём изложения – не менее 70 слов.

Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

(Задание из сборника Цыбулько-2020, 2021, 2022)

ОРИГИНАЛ ТЕКСТА:

Уже много веков рассказывают небольшую небылицу, как от одной запятой зависела жизнь человека. Некий повелитель на смертный приговор какому-то преступнику наложил окончательную резолюцию, но забыл (или не знал как) поставить запятую: «Казнить нельзя помиловать». Как же понять эту резолюцию: то ли нельзя казнить и следует помиловать, то ли нельзя помиловать и следует казнить? Полную ясность внесла бы запятая: «Казнить нельзя, помиловать» или «Казнить, нельзя помиловать». Так жизнь осуждённого оказалась зависимой от запятой.

Это, конечно, только забавная присказка, но подобное может произойти, пусть и не такими крайними случаями определяется значимость запятой и других знаков препинания. Главное то, что знаки препинания помогают правильно понять написанное. Приведём поэтому другие, самые простые примеры, как от знаков препинания зависят содержание и понимание текста. «Надо учиться работать и отдыхать» или «Надо учиться, работать и отдыхать»: в первом предложении говорится о том, что надо учиться работе и отдыху, а во втором – о том, что надо не только учиться, но ещё работать, а также отдыхать. Различие в смысловом содержании предложений связано с наличием или отсутствием запятой.

В письменной речи знаки препинания «твёрдо держат текст и не дают ему рассыпаться», как писал советский писатель Константин Георгиевич Паустовский. В устной речи понять говорящего помогают паузы и интонация. 

(По А. И. Моисееву)

ВАРИАНТ СЖАТОГО ИЗЛОЖЕНИЯ:

Некий повелитель на приговор преступнику наложил резолюцию без запятой: «Казнить нельзя помиловать». То ли нельзя казнить и следует помиловать, то ли нельзя помиловать и следует казнить. Жизнь осужденного оказалась зависимой от запятой.

Знаки препинания помогают правильно понять написанное. «Надо учиться работать и отдыхать» или «Надо учиться, работать и отдыхать»: в первом предложении говорится о том, что надо учиться работе и отдыху, а во втором — что надо не только учиться, но еще работать, отдыхать. Отличие смысла связано с запятой.

В письменной речи смысл проясняют знаки препинания, в устной – паузы и интонация.

90 слов

Ответ:
Оцените статью
Я решу все!