Пунктуационный анализ.
Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых в предложениях должно стоять двоеточие.
Слово «паника» греческого происхождения. Интересна история его возникновения (1) слово происходит от имени древнегреческого бога Пана. Паника (2) это неудержимый страх. Паникёр (3) это человек (4) легко поддающийся смятению и распространяющий тревожные слухи. Греки верили в то (5) что Пан живёт в лесных рощах. Они изображали его так (6) обросшим шерстью (7) с козлиными рожками на голове и козлиными копытцами на ногах. Пан наводил внезапный и безотчётный страх на людей (8) поэтому даже войска бросались в бегство (9) заслышав его дикие завывания. Вот откуда произошло значение слова «паника».
(Задание из сборника Цыбулько-2022, 2023, 2024, Дощинского-2025; вариант 26)
Слово «паника» греческого происхождения. Интересна история его возникновения (1): слово происходит от имени древнегреческого бога Пана. Паника (2) – это неудержимый страх. Паникёр (3) – это человек (4), легко поддающийся смятению и распространяющий тревожные слухи. Греки верили в то (5), что Пан живёт в лесных рощах. Они изображали его так (6): обросшим шерстью (7), с козлиными рожками на голове и козлиными копытцами на ногах. Пан наводил внезапный и безотчётный страх на людей (8), поэтому даже войска бросались в бегство (9), заслышав его дикие завывания. Вот откуда произошло значение слова «паника».
Рассмотрим постановку знаков для каждой цифры:
1 – ставится двоеточие; перед нами бессоюзное сложное предложение, где есть 2 грамматические основы: «Интересна история»; «слово происходит». Вторая часть указывает на причину того, о чем говорится в первой: история возникновения слова интересна (почему?), потому что оно происходит от имени древнегреческого бога Пана.
2, 3 – ставятся тире; подлежащее (Паника) и сказуемое (страх) выражены существительными в Им.п. и подлежащее (Паникёр) и сказуемое (человек) выражены существительными в Им.п.
4 – ставится запятая; мы можем заметить причастный оборот «легко поддающийся смятению и распространяющий тревожные слухи», определяемое слово – «человек» – стоит до причастного оборота => ставим запятую.
5 – ставится запятая; от главного предложения: «Греки верили в то…» – можно задать вопрос – во что? – к придаточному предложению: «что Пан живёт в лесных рощах», где «что» – подчинительный союз, а «Пан живёт» – отдельная грамматическая основа.
6 – ставится двоеточие; оно выделяет пояснительную конструкцию (изображали его так (а именно?): обросший шерстью, с козлиными рожками на голове и козлиными копытцами на ногах). ВНИМАНИЕ! Это правило не является широко распространённым в школьной программе, и в большинстве случаев такие конструкции просто напоминают конструкции с обобщающим словом и однородными.
7 – ставится запятая; она ставится между двумя однородными распространёнными определениями: «обросший шерстью, с козлиными рожками на голове и козлиными копытцами на ногах».
8 – ставится запятая; перед нами бессоюзное сложное предложение, где есть 2 грамматические основы: «Пан наводил страх»; «войска бросались в бегство». Ставится именно запятая, так как простые предложения связаны отношениями перечисления (одновременности и последовательности) и между ними можно вставить союз «И». Важно: «поэтому» – наречие, а не союз и не союзное слово.
9 – ставится запятая; перед нами деепричастный оборот «заслышав его дикие завывания».