Синтаксический анализ.
Прочитайте текст.
(1)Известно, что сегодня в исследованиях учёных по-разному определяется место грамматики в обучении языку. (2)В одних ей отводится главное место, требуются заучивание правил и постоянная тренировка в образовании форм; в других больше внимания уделяется употреблению речевых образцов, а грамматическим явлениям отводится второе место: правила не надо учить, достаточно практиковаться в анализе образцовых текстов. (3)Как же современная школа относится к данной проблеме? (4)Во-первых, роль грамматики не занижается, но и не преувеличивается; во-вторых, к грамматическим явлениям подходят с позиции понимания сущности языка: язык – речь – коммуникация. (5)Из этого вытекает необходимость анализа не только структуры грамматических единиц, но и функционирования их
в речи.
Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.
1) Предложение 1 сложноподчинённое с придаточным изъяснительным.
2) Предложение 2 сложное.
3) Предложение 3 односоставное безличное.
4) В предложении 4 одна из грамматических основ – позиции подходят.
5) Предложение 5 осложнено однородными членами.
(Взято из открытого банка заданий ФИПИ)
(1)Известно, что сегодня в исследованиях учёных по-разному определяется место грамматики в обучении языку. (2)В одних ей отводится главное место, требуются заучивание правил и постоянная тренировка в образовании форм; в других больше внимания уделяется употреблению речевых образцов, а грамматическим явлениям отводится второе место: правила не надо учить, достаточно практиковаться в анализе образцовых текстов. (3)Как же современная школа относится к данной проблеме? (4)Во-первых, роль грамматики не занижается, но и не преувеличивается; во-вторых, к грамматическим явлениям подходят с позиции понимания сущности языка: язык – речь – коммуникация. (5)Из этого вытекает необходимость анализа не только структуры грамматических единиц, но и функционирования их в речи.
Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.
1) Предложение 1 сложноподчинённое с придаточным изъяснительным. – верно. От главного предложения: «Известно» – можно задать вопрос – что? что именно? – к придаточному предложению «что сегодня в исследованиях учёных по-разному определяется место грамматики в обучении языку», где «что» – подчинительный союз, а «определяется место» – отдельная грамматическая основа.
2) Предложение 2 сложное. – верно. В предложении есть 6 грамматических основ: 1-ая: «отводится место»; 2-ая: «требуются заучивание и тренировка»; 3-ья: «больше внимания уделяется»; 4-ая: «отводится место»; 5-ая: «не надо учить»; 6-ая: «достаточно практиковаться».
3) Предложение 3 односоставное безличное. – неверно. Простое предложение с полноценной грамматической основой «школа относится», где есть и подлежащее, и сказуемое.
4) В предложении 4 одна из грамматических основ – позиции подходят. – неверно. Одна из грамматических основ — «подходят». Как мы знаем, в неопределённо-личном предложении сказуемое может стоять в форме множественного числа третьего лица; подлежащего нет => перед нами односоставное предложение. Слово «с позиции» стоит в родительном падеже и не может являться подлежащим.
5) Предложение 5 осложнено однородными членами. – верно. В предложении есть однородные дополнения: «структуры» и «функционирования». Они связаны при помощи двойного союза «не только…, но и…»