Пунктуационный анализ.
Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.
Осень делала дали нежно-голубыми и глубокими (1) а небо чистым и кротким. Она убирала и берёзу в золотой убор. Берёза радовалась (2) и не замечала (3) как недолговечен этот убор (4) как листок за листком осыпается он (5) пока наконец не оставалась вся раздетая на золотистом ковре. Она (6) очарованная осенью (7) вся сияла.
(Задание из Банка ФИПИ)
Осень делала дали нежно-голубыми и глубокими, (1) а небо чистым и кротким. Она убирала и берёзу в золотой убор. Берёза радовалась (2) и не замечала, (3) как недолговечен этот убор, (4) как листок за листком осыпается он, (5) пока наконец не оставалась вся раздетая на золотистом ковре. Она, (6) очарованная осенью, (7) вся сияла.
1 – ставится запятая; перед нами однородные дополнения: «дали, а небо», – можем их также представить в виде схемы: «О, а О» – между ними есть союз «А», => мы ставим запятую.
2 – запятая не ставится; есть однородные сказуемые: «радовалась и не замечала», – можем их также представить в виде схемы: «О и О» – между ними есть союз «И», => мы не ставим запятую.
3, 4, 5 – ставятся запятые; от главного предложения: «Берёза радовалась и не замечала…» – можем задать вопрос – чего? чего именно? – к первой придаточной части: «как недолговечен этот убор», где «как» – союзное слово, а «недолговечен убор» – отдельная грамматическая основа. Также от главного предложения можем задать вопрос – чего? чего именно? – ко второй придаточной части: «как листок за листком осыпается он», где «как» – союзное слово, а «осыпается он» – отдельная грамматическая основа. Перед нами однородные придаточные предложения: от одной части главного предложения мы задали один и тот же вопрос к двум придаточным предложениям.
6, 7 – ставятся запятые; мы можем заметить причастный оборот «очарованная осенью», определяемое слово – «она» – стоит до причастного оборота => ставим запятую.