(1)Учёные научились создавать голограммы, на которых изображены предметы, не существующие в реальности. (2)Достаточно компьютеру задать форму объекта и длину волны падающего на него света, и по этим данным рисуется картина интерференции отражённых лучей. (3)Пропустив световой пучок сквозь искусственную голограмму, можно увидеть объёмное изображение предмета. (4)Эта возможность стала настоящим подарком для инженеров: теперь они могут исследовать и регистрировать процессы и явления, описанные порой только теоретически. (5)Например, раньше крайне сложно было узнать, как распределяется напряжение в деталях турбореактивного двигателя, которые во время работы разогреваются до высоких температур, а теперь с помощью голографических методов такие исследования проводят без особого труда.
Синтаксический анализ.
Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1) Предложение 1 сложноподчинённое.
2) В сложном предложении 2 обе части представлены двусоставными предложениями.
3) Предложение 3 простое, осложнённое обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом.
4) Предложение 4 бессоюзное сложное.
5) В предложении 5 содержится 3 (три) грамматические основы.
(Задание из Банка ФИПИ)
(1)Учёные научились создавать голограммы, на которых изображены предметы, не существующие в реальности. (2)Достаточно компьютеру задать форму объекта и длину волны падающего на него света, и по этим данным рисуется картина интерференции отражённых лучей. (3)Пропустив световой пучок сквозь искусственную голограмму, можно увидеть объёмное изображение предмета. (4)Эта возможность стала настоящим подарком для инженеров: теперь они могут исследовать и регистрировать процессы и явления, описанные порой только теоретически. (5)Например, раньше крайне сложно было узнать, как распределяется напряжение в деталях турбореактивного двигателя, которые во время работы разогреваются до высоких температур, а теперь с помощью голографических методов такие исследования проводят без особого труда.
1) Предложение 1 сложноподчинённое. – верно. Есть 2 грамматические основы: «Учёные научились создавать» и «изображены предметы». Они соединены при помощи союзного слова «которых» => это сложноподчинённое предложение (СПП).
2) В сложном предложении 2 обе части представлены двусоставными предложениями. – неверно. В предложении есть 2 грамматические основы: «задать» и «рисуется картина». Перед нами односоставное безличное предложение и двусоставное предложение.
3) Предложение 3 простое, осложнённое обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом. – верно. Есть деепричастный оборот, обособленное обстоятельство: «пропустив световой пучок сквозь искусственную голограмму»; отвечает на вопрос «что сделав?»
4) Предложение 4 бессоюзное сложное. – верно. Есть 2 грамматические основы: «возможность стала подарком»; «они могут исследовать и регистрировать». Между ними нет союзов/союзных слов => это бессоюзное сложное предложение.
5) В предложении 5 содержится 3 (три) грамматические основы. – неверно. В предложении есть 4 грамматические основы: «сложно было узнать»; «распределяется напряжение»; «которые разогреваются»; «проводят».