(1)Известно, что сегодня в исследованиях учёных по-разному определяется место грамматики в обучении языку. (2)В одних ей отводится главное место, требуется заучивание правил и постоянная тренировка в образовании форм; в других больше внимания уделяется употреблению речевых образцов, а грамматическим явлениям отводится второе место: правила не надо учить, достаточно практиковаться в анализе образцовых текстов. (3)Как же современная школа относится к данной проблеме? (4)Во-первых, роль грамматики не занижается, но и не преувеличивается; во-вторых, к грамматическим явлениям подходят с позиции понимания сущности языка: язык – речь – коммуникация. (5)Из этого вытекает необходимость анализа не только структуры грамматических единиц, но и функционирования их в речи.
Синтаксический анализ.
Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.
1) Предложение 1 сложноподчинённое с придаточным изъяснительным.
2) Предложение 2 сложное.
3) Предложение 3 односоставное безличное.
4) Предложение 4 сложносочинённое.
5) Предложение 5 осложнено однородными членами.
(Задание из Банка ФИПИ)
(1)Известно, что сегодня в исследованиях учёных по-разному определяется место грамматики в обучении языку. (2)В одних ей отводится главное место, требуется заучивание правил и постоянная тренировка в образовании форм; в других больше внимания уделяется употреблению речевых образцов, а грамматическим явлениям отводится второе место: правила не надо учить, достаточно практиковаться в анализе образцовых текстов. (3)Как же современная школа относится к данной проблеме? (4)Во-первых, роль грамматики не занижается, но и не преувеличивается; во-вторых, к грамматическим явлениям подходят с позиции понимания сущности языка: язык – речь – коммуникация. (5)Из этого вытекает необходимость анализа не только структуры грамматических единиц, но и функционирования их в речи.
1) Предложение 1 сложноподчинённое с придаточным изъяснительным. – верно. От главного предложения: «Известно» – можно задать вопрос – что? что именно? – к придаточному предложению «что сегодня в исследованиях учёных по-разному определяется место грамматики в обучении языку», где «что» – подчинительный союз, а «определяется место» – отдельная грамматическая основа.
2) Предложение 2 сложное. – верно. В предложении есть 6 грамматических основ: «отводится место»; «требуется заучивание и тренировка»; «больше внимания уделяется» ⇒ «больше внимания уделяется»; «отводится место»; «не надо учить»; «достаточно практиковаться».
3) Предложение 3 односоставное безличное. – неверно. Простое предложение с полноценной грамматической основой «школа относится», где есть и подлежащее, и сказуемое.
4) Предложение 4 сложносочинённое. – неверно. В предложении есть 2 грамматические основы: «роль не занижается, не преувеличивается»; «подходят». Между ними нет союзов/союзных слов => это бессоюзное сложное предложение.
5) Предложение 5 осложнено однородными членами. – верно. В предложении есть однородные дополнения: «структуры» и «функционирования». Они связаны при помощи двойного союза «не только…, но и…»