(1)Известно, что сегодня в исследованиях учёных по-разному определяется место грамматики в обучении языку. (2)В одних ей отводится главное место, требуется заучивание правил и постоянная тренировка в образовании форм; в других больше внимания уделяется употреблению речевых образцов, а грамматическим явлениям отводится второе место: правила не надо учить, достаточно практиковаться в анализе образцовых текстов. (3)Как же современная школа относится к данной проблеме? (4)Во-первых, роль грамматики не занижается, но и не преувеличивается; во-вторых, к грамматическим явлениям подходят с позиции понимания сущности языка: язык – речь – коммуникация. (5)Из этого вытекает необходимость анализа не только структуры грамматических единиц, но и функционирования их в речи.
Синтаксический анализ.
Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.
1) известно (предложение 1)
2) правила (не) надо учить (предложение 2)
3) как относится (предложение 3)
4) позиции подходят (предложение 4)
5) вытекает необходимость (предложение 5)
(Задание из Банка ФИПИ)
(1)Известно, что сегодня в исследованиях учёных по-разному определяется место грамматики в обучении языку. (2)В одних ей отводится главное место, требуется заучивание правил и постоянная тренировка в образовании форм; в других больше внимания уделяется употреблению речевых образцов, а грамматическим явлениям отводится второе место: правила не надо учить, достаточно практиковаться в анализе образцовых текстов. (3)Как же современная школа относится к данной проблеме? (4)Во-первых, роль грамматики не занижается, но и не преувеличивается; во-вторых, к грамматическим явлениям подходят с позиции понимания сущности языка: язык – речь – коммуникация. (5)Из этого вытекает необходимость анализа не только структуры грамматических единиц, но и функционирования их в речи.
1) известно (предложение 1) – верно. Грамматическая основа первой части сложного предложения определена верно: «Известно».
2) правила (не) надо учить (предложение 2) – неверно. Грамматическая основа состоит только из сказуемого: «не надо учить». От него можем задать вопрос – кого? что? – «правила», это дополнение, второстепенный член предложения.
3) как относится (предложение 3) – неверно. В состав грамматической основы входит подлежащее и сказуемое: «школа относится».
4) позиции подходят (предложение 4) – неверно. Перед нами односоставное неопределённо-личное предложение, где есть только сказуемое: «подходят». «Позиции» – второстепенный член предложения.
5) вытекает необходимость (предложение 5) – верно. Грамматическая основа указана верно: «вытекает необходимость».