Задача к ОГЭ по русскому языку на тему «Задачи от ФИПИ» №265

(1)Звук может распространяться не только в воздухе. (2)Тот, кто нырял в реку или море, знает, что под водой хорошо слышны звуки гребных винтов теплоходов, удары камней. (3)Звук движущегося поезда хорошо слышен, если приложить ухо к рельсу; по земле хорошо передаётся звук от удара копыт бегущей лошади. (4)А вот гром мы всегда слышим с некоторым запаздыванием, достигающим иногда десятков секунд после вспышки молнии, несмотря на то что гром и молния возникают одновременно. (5)Это потому, что скорости звука и света различны.


Синтаксический анализ.

Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.

1) В предложении 1 составное именное сказуемое.

2) Предложение 2 сложноподчинённое с параллельным (неоднородным) подчинением придаточных.

3) В предложении 3 содержится 2 (две) грамматические основы.

4) Первая часть сложного предложения 4 осложнена обособленным определением.

5) Предложение 5 бессоюзное сложное.

(Задание из Банка ФИПИ)

(1)Звук может распространяться не только в воздухе. (2)Тот, кто нырял в реку или море, знает, что под водой хорошо слышны звуки гребных винтов теплоходов, удары камней. (3)Звук движущегося поезда хорошо слышен, если приложить ухо к рельсу; по земле хорошо передаётся звук от удара копыт бегущей лошади. (4)А вот гром мы всегда слышим с некоторым запаздыванием, достигающим иногда десятков секунд после вспышки молнии, несмотря на то что гром и молния возникают одновременно. (5)Это потому, что скорости звука и света различны.

1) В предложении 1 составное именное сказуемое. – неверно. Грамматическая основа: «Звук может распространяться», где подлежащее выражено именем существительным, а составное глагольное сказуемое – глаголом-связкой и инфинитивом.

2) Предложение 2 сложноподчинённое с параллельным (неоднородным) подчинением придаточных. – верно. От главного предложения: «тот знает» – можем задать вопрос – кто именно? – к первой придаточной части: «кто нырял в реку или море», где «кто» – союзное слово и подлежащее, а «кто нырял» – отдельная грамматическая основа. Также от главного предложения: «тот знает» – можем задать вопрос – что именно? – ко второй придаточной части: «что под водой хорошо слышны звуки гребных винтов теплоходов, удары камней», где «что» – подчинительный союз, а «слышны звуки, удары» – отдельная грамматическая основа. ВАЖНО: мы от одного главного предложения задали 2 разных вопроса к двум разными придаточным предложениям, которые стоят по разные стороны от главного => перед нами параллельное (неоднородное) подчинение придаточных.

3) В предложении 3 содержится 2 (две) грамматические основы. – неверно. В предложении есть 3 грамматические основы: «Звук слышен»; «приложить»; «передаётся звук».

4) Первая часть сложного предложения 4 осложнена обособленным определением. – верно. Обособленное определение чаще всего выражено причастным оборотом/приложением. В предложении действительно есть обособленное определение – причастный оборот: «достигающим иногда десятков секунд после вспышки молнии».

5) Предложение 5 бессоюзное сложное. – неверно. Сложное предложение – предложение, в котором 2 и более грамматические основы. Мы действительно видим 2 грамматические основы: 1-ая: «Это»; 2-ая: «скорости различны». В предложении есть подчинительный союз «потому что», запятая ставится между его частями, перед словом «что» => перед нами сложноподчинённое предложение.

Ответ: 24
Оцените статью
Я решу все!