Задача к ОГЭ по русскому языку на тему «Задачи от ФИПИ» №25

(1)Нет ничего труднее уговорить родителей купить собаку: при одном упоминании о ней лица у них вытягиваются, и они мрачными голосами говорят:

— Только через мой труп!

(2)При чём здесь труп, если речь идёт о верном друге, о дорогом существе, которое сделает жизнь интересней и радостней. (3)Но взрослые говорят:

— Даже не мечтай!

(4)Особенно нетерпима к собаке была Жекина мама. (5)И она заявляла в полный голос:

— Только через мой труп! (6)Даже не мечтай!

(7)Но кто может запретить человеку мечтать?

(8)И Жека мечтал. (9)Он мечтал, что у него будет собака. (10)Может быть, такса, длинная и чёрная, как головешка, на коротких ножках. (11)Может быть, борза́я, изогнутая, как вопросительный знак. (12)Может быть, пудель с завитками, как на воротнике.

(13)В один из дней мама спросила Жеку:

— Скоро твой день рождения, что тебе подарить?

(14)Жека жалостливо посмотрел на маму и опустил глаза, набрал побольше воздуха, словно собирался нырнуть, и тихо, одними губами, произнёс:

— Собаку.

(15)Глаза у мамы округлились.

— (16)Собаку? (17)Никогда!

(18)Прошло несколько дней, и мальчик переступил порог своего дома, прижимая к животу щенка. (19)Жека молча прошёл в комнату, сел на краешек дивана и сказал:

— Вот!

(20)Он сказал «вот» тихо, но достаточно твёрдо.

— (21)Что это? — спросила мама, хотя прекрасно видела, что это щенок.

— (22)Щенок, — ответил Жека.

— (23)Сейчас же унеси его прочь!

— (24)Человек должен иметь собаку, — отчаянно произнёс Жека и замолчал.

(25)Мама сказала:

— Отнеси его туда, откуда принёс.

(26)Она взяла Жеку за плечи и вытолкала за двери вместе со щенком.

(27)Жека потоптался немного перед закрытой дверью и, не зная, что ему теперь делать, сел на ступеньку. (28)Он крепко прижал к себе маленькое тёплое существо.

(29)Жека решил, что не уйдёт отсюда. (30)Будет сидеть день, два, пока мама не пустит его домой вместе со щенком. (31)Щенок не знал о тяжёлых событиях, которые из-за него происходили в жизни Жеки. (32)Он задремал.

(33)Потом пришёл с работы папа. (34)Он увидел сына, сидящего на ступеньке, и спросил:

— Никого нет дома?

(35)Жека покачал головой и показал папе щенка. (36)Папа сел рядом с сыном на холодную ступеньку и стал разглядывать щенка. (37)А Жека наблюдал за папой. (38)Он заметил, что папа довольно сморщил нос и заёрзал на ступеньке. (39)Потом папа стал гладить щенка и причмокивать губами. (40)И Жека почувствовал, что в папе постепенно пробуждается мальчишка. (41)Тот самый мальчишка, который когда-то сам просил собаку, потому что у человека должна быть собака. (42)Жека взглядом звал его себе в союзники. (43)И этот мальчишка, как подобает мальчишке, пришёл на помощь другу.

(44)Папа взял на руки щенка, решительно встал и открыл дверь.

— (45)А что если нам в самом деле взять щенка? — спросил он маму. — (46)Щенок-то славный.

(47)Мама сразу заметила, что в папе пробудился мальчишка, и сказала:

— Это мальчишество.

— (48)Почему же? — не сдавался папа.

— (49)Собака — это шерсть, грязь, вонь. (50)Это разгрызенные ботинки и лужи на паркете. (51)Кто будет убирать? — спросила мама.

(52)Папин мальчишка подмигнул Жеке:

— Мы!

(53)Их было двое, и они победили. (54)В квартире на восьмом этаже поселился новый жилец. (55)Он действительно грызёт ботинки и оставляет на паркете лужи. (56)И убирают за ним не папа и не Жека, а мама. (57)Но если вы постучите в дверь и попросите: «Отдайте щенка», то мама первая скажет вам: «Только через мой труп. (58)И не мечтайте».

(59)Потому что это маленькое, ласковое, преданное существо сумело доказать маме, что у человека должна быть собака.

(По Ю.Я. Яковлеву*)

* Юрий Яковлевич Яковлев (1922-1995) – советский писатель, сценарист, автор книг для детей и юношества.


Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является сравнение. Запишите номера ответов.

1) Может быть, борза́я, изогнутая, как вопросительный знак.

2) Жека жалостливо посмотрел на маму и опустил глаза, набрал побольше воздуха, словно собирался нырнуть, и тихо, одними губами, произнёс:
‒ Собаку.

3) Прошло несколько дней, и мальчик переступил порог своего дома, прижимая к животу щенка.

4) Он крепко прижал к себе маленькое тёплое существо.

5) В квартире на восьмом этаже поселился новый жилец.

(Задание взято из банка ФИПИ)

Сравнение – сопоставление А и В при помощи союзов («как», «словно», «точно», «будто» и т.д.), творительного падежа. 

1) Может быть, борза́я, изогнутая, как вопросительный знак. – верно. Форма тела собаки сравнивается с вопросительным знаком при помощи слова «как» => перед нами сравнение. 

2) Жека жалостливо посмотрел на маму и опустил глаза, набрал побольше воздуха, словно собирался нырнуть, и тихо, одними губами, произнёс:
‒ Собаку. – верно. Вдох мальчика сравнивается с подготовкой к прыжку в воду при помощи слова «словно» => сравнение. 

3) Прошло несколько дней, и мальчик переступил порог своего дома, прижимая к животу щенка. неверно. В предложении нет образных выражений, которые подразумевали бы сравнение объекта «А» с объектом «В» => нет сравнения.  

4) Он крепко прижал к себе маленькое тёплое существо. неверно. Сравнительного оборота нет. Как это понять? В предложении нет образных выражений, которые подразумевали бы сравнение объекта «А» с объектом «В».

5) В квартире на восьмом этаже поселился новый жилец. неверно. Сравнения и сравнительных союзов в данном предложении нет.

Ответ: 12
Оцените статью
Я решу все!