(1)Хотя идея построить судно, которое будет погружаться под воду и всплывать по желанию экипажа, достаточно стара, первые действующие подводные лодки появились только в XIX веке. (2)Тогда же, во время гражданской войны в США, состоялась и первая удачная атака подводной лодкой надводного корабля. (3)А в начале XX века появились технологии, позволившие таким лодкам выходить в открытое море, погружаться на несколько часов под воду и из глубины наносить торпедные удары по кораблям, находящимся на поверхности. (4)Уже в начале Первой мировой войны новый вид морского вооружения заставил весь мир обратить на себя внимание: немецкая подлодка в течение получаса пустила ко дну сразу три английских крейсера. (5)Это казалось невероятным: маленький кораблик с немногочисленным экипажем потопил три огромных военных судна, которые обслуживали сотни людей!
Синтаксический анализ.
Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.
1) Предложение 1 сложноподчинённое с параллельным (неоднородным) подчинением придаточных.
2) Предложение 2 осложнено обособленным уточняющим обстоятельством.
3) Предложение 3 осложнено обособленными определениями, выраженными причастными оборотами.
4) Предложение 4 сложносочинённое.
5) Предложение 5 сложное с бессоюзной и подчинительной связью между частями.
(Задание из Банка ФИПИ)
(1)Хотя идея построить судно, которое будет погружаться под воду и всплывать по желанию экипажа, достаточно стара, первые действующие подводные лодки появились только в XIX веке. (2)Тогда же, во время гражданской войны в США, состоялась и первая удачная атака подводной лодкой надводного корабля. (3)А в начале XX века появились технологии, позволившие таким лодкам выходить в открытое море, погружаться на несколько часов под воду и из глубины наносить торпедные удары по кораблям, находящимся на поверхности. (4)Уже в начале Первой мировой войны новый вид морского вооружения заставил весь мир обратить на себя внимание: немецкая подлодка в течение получаса пустила ко дну сразу три английских крейсера. (5)Это казалось невероятным: маленький кораблик с немногочисленным экипажем потопил три огромных военных судна, которые обслуживали сотни людей!
1) Предложение 1 сложноподчинённое с параллельным (неоднородным) подчинением придаточных. – неверно. От главного предложения: «…первые действующие подводные лодки появились только в XIX веке» – можно задать вопрос – несмотря на что? вопреки чему? – к придаточному предложению: «Хотя идея построить судно…достаточно стара», где «хотя» – подчинительный союз, а «идея стара» – отдельная грамматическая основа. И от придаточного предложения: «Хотя идея построить судно…» – можно задать вопрос – какое? – к следующему придаточному: «которое будет погружаться под воду и всплывать по желанию экипажа», где «которое» является союзным словом, а также играет роль подлежащего в придаточном предложении, «будет погружаться и всплывать» – сказуемые. То есть перед нами придаточные с последовательным подчинением.
2) Предложение 2 осложнено обособленным уточняющим обстоятельством. – верно. От «тогда же» можем задать вопрос – когда? когда именно? – к уточняющему обстоятельству «во время гражданской войны в США».
3) Предложение 3 осложнено обособленными определениями, выраженными причастными оборотами. – верно. В предложении есть 2 причастных оборота: «позволившие таким лодкам выходить в открытое море, погружаться на несколько часов под воду и из глубины наносить торпедные удары по кораблям»; «находящимся на поверхности».
4) Предложение 4 сложносочинённое. – неверно. Перед нами сложное предложение, где есть 2 грамматические основы: «вид вооружения заставил обратить внимание»; «подлодка пустила ко дну». Между ними нет союзов или союзных слов => перед нами бессоюзное сложное предложение.
5) Предложение 5 сложное с бессоюзной и подчинительной связью между частями. – верно. Мы помним: грамматических основ всегда на одну больше, чем связей в предложении => в этом предложении должны быть 3 грамматические основы, так как указано 2 типа связи. Здесь действительно есть 3 грамматические основы: «это казалось невероятным»; «кораблик потопил»; «которые обслуживали». Мы видим бессоюзную связь (между первой частью и оставшимся фрагментом предложения), а также союзную подчинительную связь (между второй и третьей частями).