Пунктуационный анализ.
Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.
Среди необозримых полей (1) лесов (2) перелесков на северо-западе Пензенской области раскинулось (3) старинное село Тарханы. Здесь (4) в имении Арсеньевых (5) провёл детские и отроческие годы Михаил Юрьевич Лермонтов. Сейчас в бывших Тарханах (6) именуемых ныне Лермонтово (7) находится Государственный музей-заповедник великого русского поэта (8) и писателя. Это уникальный (9) историко-культурный памятник федерального значения.
(Задание взято из банка ФИПИ)
Среди необозримых полей, (1) лесов, (2) перелесков на северо-западе Пензенской области раскинулось (3) старинное село Тарханы. Здесь, (4) в имении Арсеньевых, (5) провёл детские и отроческие годы Михаил Юрьевич Лермонтов. Сейчас в бывших Тарханах, (6) именуемых ныне Лермонтово, (7) находится Государственный музей-заповедник великого русского поэта (8) и писателя. Это уникальный (9) историко-культурный памятник федерального значения.
1, 2 – ставятся запятые; однородные члены предложения: «полей, лесов, перелесков». Можем представить в виде схемы: «О, О, О» – между первым и вторым, вторым и третьим однородными членами предложения нет союзов, они связаны при помощи интонации => мы ставим запятые.
3 – запятая не ставится; нет причин.
4, 5 – ставятся запятые; перед нами обособленное уточняющее обстоятельство: «здесь» – где? где именно? – «в имении Арсеньевых» => нужно выделить запятыми.
6, 7 – ставятся запятые; мы можем заметить причастный оборот «именуемых ныне Лермонтово», определяемое слово – «Тарханах» – стоит до причастного оборота => ставим запятые.
8 – запятая не ставится; есть однородные дополнения: «поэта и писателя», – можем их также представить в виде схемы: «О и О» – между ними есть сочинительный союз «И» => мы не ставим запятую.
9 – запятая не ставится; есть неоднородные определения «уникальный историко-культурный», которые характеризуют предмет с разных сторон => мы не ставим запятую.