Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых должно стоять двоеточие.
Удивительная в лесу тишина! Солнечные зайчики сидят смирно (1) подмигивает ленивая паутинка. На поляне (2) с брусничным настоем воздуха (3) стоит медвежонок. Он то вдруг взмахивает головой (4) и носом тыкается в землю (5) то переваливается с боку на бок и скребёт землю когтями. Он явно что-то ловит (6) и не может никак поймать. И вдруг я понял (7) медвежонок ловит свою тень! Он видит (8) рядом шевелится тёмное. Бросается на тёмное (9) скалит зубы.
(Задание из сборника Дощинского-2025, 36 вар.)
Удивительная в лесу тишина! Солнечные зайчики сидят смирно, (1) подмигивает ленивая паутинка. На поляне (2) с брусничным настоем воздуха (3) стоит медвежонок. Он то вдруг взмахивает головой (4) и носом тыкается в землю, (5) то переваливается с боку на бок и скребёт землю когтями. Он явно что-то ловит (6) и не может никак поймать. И вдруг я понял: (7) медвежонок ловит свою тень! Он видит: (8) рядом шевелится тёмное. Бросается на тёмное, (9) скалит зубы.
Рассмотрим постановку знаков для каждой цифры:
1 – ставится запятая; есть 2 грамматические основы: «зайчики сидят»; «подмигивает паутинка». Между ними нет сочинительных/подчинительных союзов => перед нами бессоюзное сложное предложение.
2 – знаки препинания не ставятся; нет причин.
3 – знаки препинания не ставятся; нет причин.
4 – запятая не ставится; перед нами однородные члены предложения: «взмахивает и тыкается». Можем представить в виде схемы: «О и О» – между однородными членами предложения стоит сочинительный союз «И» => мы не ставим запятую.
5 – ставится запятая; однородные члены предложения: «то взмахивает и тыкается, то переваливается и скребёт». Можем представить в виде схемы: «то О и О, то О и О» – между первым и вторым, третьим и четвертым однородными членами предложения стоят сочинительные союзы «И». То есть пары однородных членов предложения соединены при помощи повторяющегося союза «ТО» => запятая ставится после первой пары.
6 – запятая не ставится; перед нами однородные члены предложения: «ловит и не может поймать». Можем представить в виде схемы: «О и О» – между однородными членами предложения стоит сочинительный союз «И» => мы не ставим запятую.
7 – ставится двоеточие; перед нами бессоюзное сложное предложение, где есть 2 грамматические основы: «я понял»; «медвежонок ловит». Вторая часть имеет значение дополнения.
8 – ставится двоеточие; перед нами бессоюзное сложное предложение, где есть 2 грамматические основы: «он видит»; «шевелится тёмное». Вторая часть имеет значение дополнения.
9 – ставится запятая; однородные сказуемые: «бросается, скалит». Можем представить в виде схемы: «О, О» – между однородными членами предложения нет союзов, они связаны при помощи интонации => мы ставим запятую.
- 78
- 87