Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА
А) Между частями сложного бессоюзного предложения ставится запятая.
Б) Если вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину, то между частями предложения ставится двоеточие.
В) Между однородными членами предложения при отсутствии союза ставится запятая.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1) Раскрыт балкон, сожжён цветник морозом, опустошён поблёкший сад дождями.
2) Аркадий был увлечённым человеком, часто брал с собой на рыбалку Антона, учил его различать виды рыб.
3) Зима, надвигаясь с севера, захватывала новые пространства и засыпа́ла снегом всё: дороги и сёла, леса и степи.
4) Приятно смотреть на голубой ковёр разросшихся у ручья незабудок: в их крошечных лепестках как бы отразилась голубизна летнего неба.
5) Размышляя о даровании М.Ю. Лермонтова, В.Г. Белинский писал: «Пушкин умер не без наследника».
(Задание из сборника Дощинского-2025, 36 вар.)
1) Раскрыт балкон, сожжён цветник морозом, опустошён поблёкший сад дождями. – Между частями сложного бессоюзного предложения ставится запятая. – В предложении три основы («раскрыт балкон»; «сожжён цветник»; «опустошён сад»); они не соединены союзом или союзным словом => это бессоюзное предложение, между его частями нужно поставить запятые.
2) Аркадий был увлечённым человеком, часто брал с собой на рыбалку Антона, учил его различать виды рыб. – Между однородными членами предложения при отсутствии союза ставится запятая. – Между однородными сказуемыми: «был увлечённым, брал, учил» – действительно нет союзов, по этой причине ставятся запятые.
4) Приятно смотреть на голубой ковёр разросшихся у ручья незабудок: в их крошечных лепестках как бы отразилась голубизна летнего неба. – Если вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину, то между частями предложения ставится двоеточие. – В предложении несколько грамматических основ. Первая: «приятно смотреть», вторая: «отразилась голубизна». Между основами стоит двоеточие, так как вторая часть указывает на причину того, о чём говорится в первой части (Приятно смотреть на голубой ковёр разросшихся у ручья незабудок – почему? – в их крошечных лепестках как бы отразилась голубизна летнего неба).