Задача к ЕГЭ по русскому языку на тему «Задачи от Цыбулько» №97

(1)Для того чтобы общение с людьми не было страданием для тебя и для них, не вступай в общение с людьми, если не чувствуешь любви к ним.

(2)Без любви можно обращаться только с вещами, но с людьми нельзя обращаться без любви, так же как нельзя обращаться с пчёлами без осторожности. (3)Свойство пчёл таково, что если станешь обращаться с ними без осторожности, то им повредишь и себе. (4)То же с людьми.

(5)Не чувствуешь любви к людям – сиди смирно, занимайся собой, вещами, чем хочешь, но только не людьми. (6)Только начни обращаться с людьми без любви – и в один миг станешь не человеком, а зверем: и людям повредишь и себя замучаешь.

(7)Если ты обижен человеком, то на обиду ты можешь отвечать, как собака, как корова, как лошадь: либо бежать от обидчика, если обидчик сильнее тебя, либо огрызаться, бодаться, брыкаться. (8)А можешь отвечать на обиду как разумный человек – можешь сказать себе: человек этот обидел меня, это его дело; моё же дело – делать то, что я считаю хорошим: делать ему то, чего я себе желаю.

(9)Когда видишь людей, всегда всем недовольных, всех и всё осуждающих, хочется сказать им следующие слова: «Ведь вы не затем живёте, чтобы понять нелепость жизни, осудить её, посердиться и умереть. (10)Не может этого быть. (11)Подумайте: не сердиться вам надо, не осуждать, а трудиться, чтобы исправить то дурное, которое вы видите.

(12)Устранить же то дурное, которое вы видите, вы можете никак не раздражением, а только тем чувством доброжелательства ко всем людям, которое всегда живёт в вас и которое вы сейчас же почувствуете, как только перестанете заглушать его».

(13)Надо привыкать к тому, чтобы быть недовольным другим человеком только так же, как бываешь недоволен собой. (14)Собой бываешь недоволен только так, что недоволен своим поступком, но не своей душой. (15)Так же надо быть и с другим человеком: осуждать его поступки, а его любить.

(16)Для того чтобы не делать ближнему своему дурного – любить его, нужно приучать себя не говорить ни ему, ни о нём дурного, а для того чтобы приучить себя к этому, надо приучить себя не думать о нём дурного, не допускать в свою душу чувства недоброжелательства даже в мыслях.

(17)Можешь ли ты сердиться на человека за то, что у этого человека гнойные раны? (18)Он не виноват, что вид его ран неприятен. (19)Точно так же относись и к чужим порокам.

(20)Но ты скажешь, что у человека есть разум для того, чтобы он мог сознавать и исправлять свои пороки. (21)Это верно. (22)Стало быть, и у тебя есть разум, и ты можешь обсудить то, что тебе не сердиться надо на человека за его пороки, а, напротив, постараться разумным и добрым обхождением, без гнева, нетерпения и надменности пробудить в человеке его совесть.

(23)Есть такие люди, что любят быть сердитыми. (24)Они всегда чем-нибудь заняты и всегда рады случаю оборвать, обругать того, кто к ним обратится за каким-нибудь делом. (25)Такие люди бывают очень неприятны. (26)Но надо помнить, что они очень несчастны, не зная радости доброго расположения духа, и потому надо не сердиться на них, а жалеть их.

(По Л.Н. Толстому*)

* Лев Николаевич Толстой (1828-1910) – всемирно известный русский писатель, мыслитель и просветитель.


Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 22-25.

В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.

Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания 26, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

«Речевая манера Л.Н. Толстого отличается остротой и публицистичностью. Для этого автор использует приём – (А)________________ (“общение” в предложении 1, “любви” в предложениях 5, 6) – и синтаксическое средство – (Б)________________ (предложение 17). Философский уровень размышлений позволяет писателю активно использовать в тексте синтаксическое средство – (В)________________ (предложения 1, 3, 13). При этом образность речи придаёт троп – (Г)________________ (“как нельзя обращаться с пчёлами без осторожности” в предложении 2; “как собака, как корова, как лошадь” в предложении 7)».

Список терминов:

1) сравнение

2) противопоставление

3) сложноподчинённые предложения

4) гипербола

5) синонимы

6) анафора

7) риторический вопрос

8) олицетворение

9) лексический повтор

(Взято из сборника Цыбулько-2024, вариант 6)

«Речевая манера Л.Н. Толстого отличается остротой и публицистичностью. Для этого автор использует приём – (А)________________ («общение» в предложении 1, «любви» в предложениях 5, 6) – и синтаксическое средство – (Б)________________ (предложение 17). Философский уровень размышлений позволяет писателю активно использовать в тексте синтаксическое средство – (В)________________ (предложения 1, 3, 13). При этом образность речи придаёт троп – (Г)________________ («как нельзя обращаться с пчёлами без осторожности» в предложении 2; «как собака, как корова, как лошадь» в предложении 7)».

Список терминов:

1) сравнение – троп

2) противопоставление – приём

3) сложноподчинённые предложения – синтаксическое средство

4) гипербола – троп

5) синонимы – лексическое средство

6) анафора – приём

7) риторический вопрос – синтаксическое средство

8) олицетворение – троп

9) лексический повтор – приём

А – приём; в предложениях 1 и 5, 6 несколько раз употребляются одинаковые слова (их формы) => (9) лексический повтор

(1)Для того чтобы общение с людьми не было страданием для тебя и для них, не вступай в общение с людьми, если не чувствуешь любви к ним.

(5)Не чувствуешь любви к людям – сиди смирно, занимайся собой, вещами, чем хочешь, но только не людьми. (6)Только начни обращаться с людьми без любви – и в один миг станешь не человеком, а зверем: и людям повредишь и себя замучаешь.

Б – синтаксическое средство; в предложении 17 автор задает вопрос, который не требует ответа => (7) риторический вопрос

(17)Можешь ли ты сердиться на человека за то, что у этого человека гнойные раны?

В – синтаксическое средство; в предложениях 1, 3, 13 содержится несколько грамматических основ, которые соединены подчинительными союзами, притом от главных частей можно задать вопрос к придаточным => (3) сложноподчинённые предложения

(1)Для того чтобы общение с людьми не было страданием для тебя и для них, не вступай в общение с людьми, если не чувствуешь любви к ним.

(3)Свойство пчёл таково, что если станешь обращаться с ними без осторожности, то им повредишь и себе. 

(13)Надо привыкать к тому, чтобы быть недовольным другим человеком только так же, как бываешь недоволен собой. 

Г – троп; в предложении 2 автор сопоставляет общение с людьми без любви с обращением с пчелами без осторожности при помощи сравнительного союза «как»; в предложении 7 автор сопоставляет побег от обидчика или нападение на него с поведением, которое присуще животным в таких ситуациях, при помощи союза «как» => (1) сравнение

(2)Без любви можно обращаться только с вещами, но с людьми нельзя обращаться без любви, так же как нельзя обращаться с пчёлами без осторожности

(7)Если ты обижен человеком, то на обиду ты можешь отвечать, как собака, как корова, как лошадь: либо бежать от обидчика, если обидчик сильнее тебя, либо огрызаться, бодаться, брыкаться.

Ответ: 9731
Оцените статью
Я решу все!