Я уже смутно помню этого сутулого худощавого человека, всю жизнь представлявшегося мне стариком. Опираясь о большой зонт, он неутомимо от зари до зари шагал по обширнейшему участку. Это был район бедноты, сюда не ездили извозчики, да у доктора Янсена на них и денег-то не было. А были неутомимые ноги, великое терпение и долг. Неоплатный долг интеллигента перед своим народом. И доктор бродил по доброй четверти губернского города Смоленска без выходных и без праздников, потому что болезни тоже не знали ни праздников, ни выходных, а доктор Янсен сражался за людские жизни. Зимой и летом, в слякоть и вьюгу, днём и ночью.
Врачебный и человеческий авторитет доктора Янсена был выше, чем можно себе вообразить в наше время. Он обладал редчайшим даром жить не для себя, думать не о себе, заботиться не о себе, никогда никого не обманывать и всегда говорить правду, как бы горька она ни была. Такие люди перестают быть только специалистами: людская благодарная молва приписывает им мудрость, граничащую со святостью. И доктор Янсен не избежал этого.
Доктор Янсен задохнулся в канализационном колодце, спасая детей. Мальчики пришли в себя быстро, но доктора Янсена спасти не удалось.
Так погиб последний святой города Смоленска, ценою своей жизни оплатив жизнь двух мальчиков. Меня потрясла <…> его смерть, но и его похороны. Весь Смоленск от мала до велика хоронил своего Доктора.
(По Б.Л. Васильеву)
Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.
1) Текст относится к научному стилю речи, так как главной целью автора является передача знаний о докторе Янсене.
2) Второе предложение второго абзаца указывает на причину того, о чём говорится в первом предложении этого же абзаца.
3) Текст характеризуется преобладанием общеупотребительной лексики, отказом от узкоспециальной терминологии; ярко выраженной позицией автора.
4) Автор стремится передать личное отношение к предмету речи, продемонстрировать свою точку зрения, убедить читателя. Для этого в тексте используются различные средства выразительности, например, эпитеты (неутомимые ноги, великое терпение, неоплатный долг, благодарная молва), метафора (ценою своей жизни оплатив жизнь двух мальчиков).
5) Текст характеризуется сложным синтаксисом: в нем преобладают распространённые сложносочинённые и сложноподчинённые предложения.
(Задание составлено на основе сборника Цыбулько-2022)
Я уже смутно помню этого сутулого худощавого человека, всю жизнь представлявшегося мне стариком. Опираясь о большой зонт, он неутомимо от зари до зари шагал по обширнейшему участку. Это был район бедноты, сюда не ездили извозчики, да у доктора Янсена на них и денег-то не было. А были неутомимые ноги, великое терпение и долг. Неоплатный долг интеллигента перед своим народом. И доктор бродил по доброй четверти губернского города Смоленска без выходных и без праздников, потому что болезни тоже не знали ни праздников, ни выходных, а доктор Янсен сражался за людские жизни. Зимой и летом, в слякоть и вьюгу, днём и ночью.
Врачебный и человеческий авторитет доктора Янсена был выше, чем можно себе вообразить в наше время. Он обладал редчайшим даром жить не для себя, думать не о себе, заботиться не о себе, никогда никого не обманывать и всегда говорить правду, как бы горька она ни была. Такие люди перестают быть только специалистами: людская благодарная молва приписывает им мудрость, граничащую со святостью. И доктор Янсен не избежал этого.
Доктор Янсен задохнулся в канализационном колодце, спасая детей. Мальчики пришли в себя быстро, но доктора Янсена спасти не удалось.
Так погиб последний святой города Смоленска, ценою своей жизни оплатив жизнь двух мальчиков. Меня потрясла <…> его смерть, но и его похороны. Весь Смоленск от мала до велика хоронил своего Доктора.
(По Б.Л. Васильеву)
РЕШЕНИЕ:
1) Текст относится к научному стилю речи, так как главной целью автора является передача знаний о докторе Янсене. — в утверждении содержится неверная характеристика текста (текст относится к публицистическому стилю речи; цель автора – познакомить читателя с таким выдающимся человеком, как доктор Янсен; в тексте преобладает общеупотребительная лексика, использованы образные средства выразительности, научная терминология отсутствует)
2) Второе предложение второго абзаца указывает на причину того, о чём говорится в первом предложении этого же абзаца. — в утверждении дана верная характеристика фрагмента текста (в первом предложении сказано, что Янсен обладал большим авторитетом, а во втором объясняется, почему так было (то есть названа причина): этот человек умел жить не ради себя, был милосердным и заботливым, потому его уважали)
3) Текст характеризуется преобладанием общеупотребительной лексики, отказом от узкоспециальной терминологии; ярко выраженной позицией автора. — в утверждении даны верные характеристики фрагмента текста (текст действительно сочетает в себе как особенности художественного произведения, так и особенности публицистики; автор явно выражает своё положительное отношение к доктору, и в языке текста преобладает общеупотребительная лексика, которая рассчитана на широкую аудиторию)
4) Автор стремится передать личное отношение к предмету речи, продемонстрировать свою точку зрения, убедить читателя. Для этого в тексте используются различные средства выразительности, например, эпитеты (неутомимые ноги, великое терпение, неоплатный долг, благодарная молва), метафора (ценою своей жизни оплатив жизнь двух мальчиков). — в утверждении даны верные характеристики фрагмента текста (автор действительно стремится передать своё положительное отношение к доктору и проиллюстрировать свою точку зрения с помощью различных эпитетов и метафор)
5) Текст характеризуется сложным синтаксисом: в нем преобладают распространённые сложносочинённые и сложноподчинённые предложения. — в утверждении содержится верная характеристика текста (в данном тексте есть несколько неполных предложений, но большинство предложений – сложные и состоят из нескольких частей)