В борьбе за жизнь инстинкт самозащиты развил в человеке две мощные творческие силы: познание и воображение. Воображение, догадка дополняют недостающие, ещё не найденные звенья в цепи фактов, позволяя учёному создавать «гипотезы» и теории, направляющие более или менее безошибочно и успешно поиски разума, который изучает силы и явления природы и, постепенно подчиняя их разуму и воле человека, создаёт культуру, которая есть наша, нашей волей, нашим разумом творимая «вторая природа».
Познание – это способность наблюдать, сравнивать, изучать явления природы и факты социальной жизни, короче говоря: познание есть мышление. Воображение тоже, в сущности своей, мышление о мире, но мышление по преимуществу образами, «художественное»; можно сказать, что воображение – это способность придавать стихийным явлениям природы и вещам человеческие качества, чувствования, даже намерения.
Мы читаем и слышим: «ветер плачет», «стонет», «задумчиво светит луна», «река нашёптывала старые былины», «лес нахмурился», «волна хотела сдвинуть камень, он морщился под её ударами, но не уступал ей», «стул крякнул, точно селезень», «сапог не хотел влезать на ногу», «стёкла запотели», <…> у стёкол нет потовых желёз.
Всё это делает явления природы как бы более понятными для нас… Тут мы замечаем, что человек придаёт всему, что видит, свои человеческие качества, черты: воображает, вносит их всюду – во все явления природы, во все созданные его трудом, его разумом вещи.
(По М. Горькому)
Самостоятельно подберите подчинительный союз, который должен стоять на месте пропуска в предпоследнем абзаце текста. Запишите этот союз.
(Взято из материалов ФИПИ, сборник под редакцией И.П. Цыбулько, 2023 г.)
Необходимо подобрать подчинительный союз. Из контекста (…«“стёкла запотели”, – <…> у стёкол нет потовых желёз») мы понимаем, что нужен союз «уступки». Есть несколько возможных вариантов: хотя/невзирая на то что/несмотря на то что/вопреки тому что/тогда как. В ответ можно выписать любой из них.
- ХОТЯ
- НЕВЗИРАЯНАТОЧТО
- НЕСМОТРЯНАТОЧТО
- ВОПРЕКИТОМУЧТО
- ТОГДАКАК