Задача к ЕГЭ по русскому языку на тему «Задачи от Цыбулько» №550

(1)Накануне вечером комиссар вызвал Корнева и Тумика в свою каюту и заговорил об этой батарее, дальнобойной, которая обстреливала передний край и глубину и которая всем давно надоела.

— (2)Мы несём от неё немалые потери, — сказал он, — и, кроме того, она мешает одной задуманной операции. (3)Нужно эту батарею уничтожить.

(4)Потом он спросил, что они думают о самопожертвовании, потому что иначе её нельзя уничтожить. (5)Он спросил не сразу, а начал с подвига двадцати восьми панфиловцев, которые отдали за Отчизну свои молодые жизни. (6)Теперь этот вопрос стоит перед ними – Корневым и Тумиком – как лучшими разведчиками, награждёнными орденами и медалями.

(7)Тумик первый сказал, что согласен. (8)Корнев тоже согласился, и решено было высадиться на берег в девять часов утра. (9)По ночам немцы пускали ракеты, хотя стоял декабрь и днём было так же темно, как и ночью.

(10)Времени вдруг оказалось много, и можно было полежать и подумать, тем более что это, наверное, уже в последний раз, а больше, пожалуй, не придётся.

(11)Тумик воевал уже полтора года и дважды был ранен. (12)Он участвовал в захвате знаменитой сопки «Колпак», когда восемьдесят моряков семь часов держались против двух батальонов, и боезапас кончился, и моряки стали отбиваться камнями. (13)Как вчера, он видел перед собой маленький дом, крыльцо с провалившейся ступенькой и отца в саду – коротко стриженного, седого, с худым носом и ещё такого стройного, ловкого, когда он быстро шёл навстречу гостям, опираясь на трость, в своей кубанке набекрень и со своими тремя орденами.

(14)Когда началась война, он прислал Тумику письмо: «Воюй и за себя, и за меня».

(15)Тут Тумик вспомнил всю свою жизнь, самое главное, самое интересное в жизни. (16)Отец – это был родной дом, детство и школа, девушка Шура – это была любовь, а Миша Рубин – друг, который всегда говорил, что, может быть, и есть на свете любовь, но верно то, что на свете есть настоящая дружба навеки. (17)Они были с ним всю войну – отец, та девушка и Миша – и были теперь, когда он лежал на своей койке под иллюминатором и слышно было, как волна, плеща, набегает на борт. (18)Это была его Отчизна!

(19)И вдруг всё стало так ясно для него, что он даже присел на койке, обхватив руками колени.

— (20)Недаром же я жил на земле, — сказал он себе.

(21)Он видел, как при свете огарка Корнев пишет письмо, и ему хотелось сказать Корневу, что нет для них смерти и что для них пришла эта торжественная, последняя ночь, когда замер весь свет и только под лёгким ветром волна, плеща, набегает на борт. (22)Но он ничего не сказал. (23)У Корнева были жена и маленький сын. (24)Он писал им, и кто знает, о чём он думал сейчас, хмуря крупные чёрные брови…

(25)Утром они с первого взгляда поняли, что нельзя заложить тол и уйти: батарея работала, и кругом было слишком много народу. (26)Можно было только сделать, как сказал комиссар: подорвать её и самим подорваться. (27)И это было легко: неподалёку от батареи штабелями лежали снаряды.

(28)Они стали тянуть жребий, потому что достаточно было подорваться одному, а другой мог вернуться к своим. (29)Они условились: вернётся тот, кто вытащит целую спичку. (30)И Тумик взял в обе руки две целые спички и сказал шёпотом:

— Ну, Корнев, тащи.

(31)У Корнева были жена и маленький сын…

(32)Они обнялись, поцеловались. (33)На прощание Тумик отдал Корневу свою фотографию, где был снят с автоматом, лёжа, прицеливаясь, – ребята говорили, что вышел отлично. (34)И Корнев ушёл. (35)Он был метрах в сорока от батареи, когда раздался взрыв и пламя взметнулось до самого неба, осветив пустынный край: снег и тёмные ущелья. (36)Дикие скалы. (37)И небо Отчизны…
 

(По В.А. Каверину*)

* Вениамин Александрович Каверин (1902-1989) – русский советский писатель, драматург и сценарист, автор приключенческого романа «Два капитана».


Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 22-25.

В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.

Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания 26, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

«Описывая события Великой Отечественной войны, В.А. Каверин стремится передать мысли и чувства героев, готовящихся выполнить ответственное задание. В этом ему помогают троп – (А)_________ («торжественная, последняя ночь» в предложении 21), приём – (Б)_________ (предложения 35-37), а также синтаксические средства: (В)_________ (в предложении 10), (Г)_________ (предложение 18)».

Список терминов:

1) олицетворение

2) вводные слова 

3) риторический вопрос

4) парцелляция 

5) сравнение

6) эпитет

7) лексический повтор

8) обращения

9) восклицательное предложение

(Взято из сборника Цыбулько-2020, вариант 22)

«Описывая события Великой Отечественной войны, В.А. Каверин стремится передать мысли и чувства героев, готовящихся выполнить ответственное задание. В этом ему помогают троп – (А)_________ («торжественная, последняя ночь» в предложении 21), приём – (Б)_________ (предложения 35-37), а также синтаксические средства: (В)_________ (в предложении 10), (Г)_________ (предложение 18)».

Список терминов:

1) олицетворение троп

2) вводные слова синтаксическое средство

3) риторический вопрос  синтаксическое средство

4) парцелляция приём

5) сравнение троп

6) эпитет троп

7) лексический повтор приём

8) обращения синтаксическое средство

9) восклицательное предложение синтаксическое средство

А – троп; «торжественная, последняя» – образные, эмоциональные определения => (6) эпитет

«(21)Он видел, как при свете огарка Корнев пишет письмо, и ему хотелось сказать Корневу, что нет для них смерти и что для них пришла эта торжественная, последняя ночь, когда замер весь свет и только под лёгким ветром волна, плеща, набегает на борт»

Б – приём; предложения 36 и 37 должны быть продолжением 35-го (точки разрывают ряд однородных членов); происходит дробление предложения (единой мысли) на несколько самостоятельных частей, графически выделенных как самостоятельные предложения => (4) парцелляция

«(35)Он был метрах в сорока от батареи, когда раздался взрыв и пламя взметнулось до самого неба, осветив пустынный край: снег и тёмные ущелья. (36)Дикие скалы. (37)И небо Отчизны…»

В – синтаксическое средство; в предложении 10 автор использует слова, которые грамматически не связаны с остальным предложением и выделены запятыми  => (2) вводные слова

«(10)Времени вдруг оказалось много, и можно было полежать и подумать, тем более что это, наверное, уже в последний раз, а больше, пожалуй, не придётся»

Г – синтаксическое средство; в конце предложения 18 стоит знак восклицания => (9) восклицательное предложение

«(18)Это была его Отчизна!»

Ответ: 6429
Оцените статью
Я решу все!