Задача к ЕГЭ по русскому языку на тему «Задачи от Цыбулько» №520

(1)Я всё чаще думаю о том, как трудно быть истинно благодарным, то есть принести пользу тому, кто оказал нам некогда благодеяние. (2)Неуважение к заслугам, а ещё более неблагодарность представлялись всегда моему воображению в самом отвратительном виде. (3)В душе я никогда не был неблагодарным, но – увы! (4)На деле я не сумел или даже не захотел (кто доберется до правды, роясь в хламе сердца!) быть благодарным именно там, где благодарность была священным долгом.

(5)Правда, во всей моей жизни не так много случаев такого долга.

(6)Я имел твёрдое намерение отблагодарить – и не однажды, – но судьба не дала мне этого сделать. (7)Один случай касается целого периода моей жизни; здесь я скажу только, что я считал себя обязанным благодарностью почтенному семейству профессора Мойера, а именно его почтеннейшей тёще Екатерине Афанасьевне Протасовой, урождённой Буниной (сестре по отцу Василия Андреевича Жуковского). (8)Я был принят в этом семействе как родной и мечтал о женитьбе на его дочери. (9)Мечтам юности не суждено было осуществиться, и я поневоле остался в долгу у незабвенной Екатерины Афанасьевны.

(10)Наконец, самый священный долг, оставшийся не совсем выполненным, – как бы мне теперь (но, увы, поздно!) хотелось это сделать, – был долг благодарности моей матери и двум старшим сестрам. (11)Со смерти отца, с 1824 по 1827 год, эти три женщины содержали меня своими трудами. (12)Кое-какие крохи, оставшиеся после разгрома отцовского состояния, недолго тянулись; и мать, и сёстры принялись за мелкие работы; одна из сестёр поступила на работу в какое-то благотворительное детское заведение в Москве и своим крохотным жалованьем поддерживала существование семьи.

(13)Уроков я не мог давать: одна ходьба в университет с Пресненских прудов брала взад и вперёд часа четыре времени, да мать и не хотела, чтобы я работал.

— (14)Ты будешь, — говорилось, — чужой хлеб заедать; пока хоть какая-нибудь есть возможность, живи на нашем.

(15)Так и перебивались. (16)К счастью нашему, в то блаженное время не платили за лекции, не носили мундиров, и даже когда введены были мундиры, то мне сшили сёстры из старых вещей какую-то мундирную куртку с красным воротником, и я, чтобы не обнаружить несоблюдения формы, сидел на лекциях в шинели, выставляя на вид только светлые пуговицы и красный воротник.

(17)Как мы выжили в Москве во время моего студенчества, для меня осталось загадкою. (18)Квартира и отопление были, правда, даровые у дяди в течение года. (19)А содержание? (20)А платье? (21)Две сестры, мать и две служанки, и я на прибавку. (22)Сёстры работали; продавались какие-то остатки, но как этого доставало – не понимаю. (23)Иногда, только иногда, в торжественные праздники, помогал мой крёстный отец, Семён Андреевич Лукутин; помогали иногда кое-какие старые знакомые. (24)Но я не был благодарным по отношению к ним, о чём сейчас сожалею.

(По Н.И. Пирогову*)

* Николай Иванович Пирогов (1810-1881) – великий русский хирург, педагог.


Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 22-25.

В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.

Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания 26, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

«Троп – (А)_________ («роясь в хламе сердца»), использованный Н.И. Пироговым в первом абзаце текста, сразу настраивает читателя на то, что автор будет вспоминать факты из своей жизни. Рассказчик испытывает чувство долга перед близкими ему людьми – об этом свидетельствуют использованные тропы, в частности (Б)_________ («священным долгом» в предложении 4, «твёрдое намерение отблагодарить» в предложении 6). И хотя в тексте говорится о том, что «истинное благодеяние» заслуживает благодарности, использованный приём –  (В)_________ (предложения 3-4)  – приводит к мысли, что не так просто выполнить задуманное. Так, автор сожалеет о том, что «не был благодарным» своим родным, хотя прекрасно осознает, что они для него сделали в трудные студенческие годы. Сложности того времени подчёркивает приём – (Г)_________ («иногда» в предложении 23)».

Список терминов:

1) градация

2) эпитеты

3) риторический вопрос

4) гипербола

5) противопоставление

6) парцелляция

7) метафора

8) литота

9) лексический повтор

(Взято из сборника Цыбулько-2020, вариант 13)

«Троп – (А)_________ («роясь в хламе сердца»), использованный Н.И. Пироговым в первом абзаце текста, сразу настраивает читателя на то, что автор будет вспоминать факты из своей жизни. Рассказчик испытывает чувство долга перед близкими ему людьми – об этом свидетельствуют использованные тропы, в частности (Б)_________ («священным долгом» в предложении 4, «твёрдое намерение отблагодарить» в предложении 6). И хотя в тексте говорится о том, что «истинное благодеяние» заслуживает благодарности, использованный приём –  (В)_________ (предложения 3-4)  – приводит к мысли, что не так просто выполнить задуманное. Так, автор сожалеет о том, что «не был благодарным» своим родным, хотя прекрасно осознает, что они для него сделали в трудные студенческие годы. Сложности того времени подчёркивает приём – (Г)_________ («иногда» в предложении 23)».

Список терминов:

1) градация – приём

2) эпитеты – троп

3) риторический вопрос – синтаксическое средство

4) гипербола – троп

5) противопоставление – приём

6) парцелляция – приём

7) метафора – троп

8) литота – троп

9) лексический повтор – приём

А – троп; «роясь в хламе сердца» скрытое сравнение, сопоставление объектов по принципу сходства; в данном случае автор сравнивает чувства и воспоминания с «хламом», который хранится в сердце (при этом не использует сравнительные союзы и творительный падеж) => (7) метафора

«(4)На деле я не сумел или даже не захотел (кто доберется до правды, роясь в хламе сердца!) быть благодарным именно там, где благодарность была священным долгом»

Б – троп; «священным», «твёрдое» – образные, эмоциональные определения => (2) эпитет

«(4)На деле я не сумел или даже не захотел (кто доберется до правды, роясь в хламе сердца!) быть благодарным именно там, где благодарность была священным долгом»

«(6)Я имел твёрдое намерение отблагодарить – и не однажды, – но судьба не дала мне этого сделать»

В – приём; в предложении 3 рассказчик говорит, что никогда не был неблагодарным, а в предложении 4 отмечает: «Я не сумел или даже не захотел быть благодарным». Это логически противоположные суждения => (5) противопоставление

«(3)В душе я никогда не был неблагодарным, но – увы! (4)На деле я не сумел или даже не захотел (кто доберется до правды, роясь в хламе сердца!) быть благодарным именно там, где благодарность была священным долгом»

Г – приём; в предложении 23 трижды повторяется слово «иногда» => (9) лексический повтор

«(23)Иногда, только иногда, в торжественные праздники, помогал мой крёстный отец, Семён Андреевич Лукутин; помогали иногда кое-какие старые знакомые»

Ответ: 7259
Оцените статью
Я решу все!