Задача к ЕГЭ по русскому языку на тему «Задачи от Цыбулько» №49

Человек формирует свой взгляд на мир, свою картину мира <…> языка, принятого в определённом социальном или научном сообществе. То, что «идеи не существуют оторванно от языка», в философской литературе было признано уже давно. Однако пристальный интерес к первоначально философскому, а позднее – лингвистическому понятию «языковая картина мира» в научной литературе появился во второй половине XX столетия. В отечественной науке это связано с работами Г.В. Колшанского, А.Н. Леонтьева, Ю.Н. Караулова и других исследователей.

Г.В. Колшанский считает, что «картина мира, отображённая в сознании человека, есть вторичное существование объективного мира, закреплённое и реализованное в своеобразной материальной форме. Этой материальной формой является язык, который выполняет функцию объективации индивидуального человеческого сознания». Эту идею в лингвистическом аспекте развивает Ю.Н. Караулов: «В принципах классификации и группировки понятий, в способах установления зависимости между ними отражается представление о внешнем мире, некоторая „картина мира“».

В лингвистике особое значение приобретает разграничение понятий «языковая» и «концептуальная» картины мира: «Языковая картина мира является составной частью концептуальной картины мира и содержит, помимо знаний о языке, информацию, дополняющую содержание концептуальной картины мира с помощью исключительно языковых средств».

Таким образом, языковая картина мира есть часть концептуального мира человека, преломляющегося через языковые формы.


В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте.

1) КАРТИНА. Совокупность представлений, знаний, мнений о чём-л. К. религиозная. Культурная к. общества. 

2) РАБОТА. Продукт труда, готовое изделие. Печатные работы. Выставка работ художника.

3) ЯЗЫК. Исторически сложившаяся система звуковых, словарных и грамматических средств, объективирующая работу мышления и являющаяся орудием общения, обмена мыслями и взаимного понимания людей в обществе. Великий русский я. Славянские языки. Литературный я. История языка. Мёртвые языки (известные только по письменным памятникам).

4) ПРИОБРЕТАТЬ. что. Становиться обладателем какого-н. свойства, качества, особенностей. Слово приобретает новый смысл. П. здоровый вид.

5) СОДЕРЖАТЬ. кого (что). Обеспечивать кого-н. средствами к жизни. С. свою семью.

(Взято из материалов ФИПИ, сборник под редакцией И.П. Цыбулько, 2024 г.)

1) КАРТИНА. Совокупность представлений, знаний, мнений о чём-л. К. религиозная. Культурная к. общества. подходит (пример из текста («свою картину мира») и примеры из определения схожи; речь действительно о совокупности представлений о мире)

2) РАБОТА. Продукт труда, готовое изделие. Печатные работы. Выставка работ художника. подходит (пример из текста («связано с работами Г.В. Колшанского, А.Н. Леонтьева») и примеры из определения схожи; речь действительно о произведениях, творениях, созданных людьми в ходе кропотливого труда)

3) ЯЗЫК. Исторически сложившаяся система звуковых, словарных и грамматических средств, объективирующая работу мышления и являющаяся орудием общения, обмена мыслями и взаимного понимания людей в обществе. Великий русский я. Славянские языки. Литературный я. История языка. Мёртвые языки (известные только по письменным памятникам). подходит (пример из текста («язык, который выполняет функцию объективации») и примеры из определения схожи; речь действительно о сложной знаковой системе, созданной для коммуникации)

4) ПРИОБРЕТАТЬ. что. Становиться обладателем какого-н. свойства, качества, особенностей. Слово приобретает новый смысл. П. здоровый вид. подходит (пример из текста («особое значение приобретает разграничение») и примеры из определения схожи; речь действительно о процессе получения чего-либо)

​​​​​​​5) СОДЕРЖАТЬ. кого (что). Обеспечивать кого-н. средствами к жизни. С. свою семью. не подходит (в определении сказано об обеспечении кого-то всем необходимым для комфортного существования, в то время как в тексте говорится о том, что язык в себя включает; подходит значение «иметь, заключать в себе»)

Ответ: 1234
Оцените статью
Я решу все!