(1)Дмитрий Сергеевич Лихачёв жил, работал в полную силу, работал ежедневно, много, несмотря на плохое здоровье. (2)От Соловецкого лагеря особого назначения он получил язву желудка, кровотечения.
(3)Почему он сохранил себя полноценным до 90 лет? (4)Сам он объяснял свою физическую стойкость «резистентностью» (лат. resistentia – «сопротивление, противодействие»). (5)Из его школьных друзей никто не сохранился. (6)«Подавленность – этого состояния у меня не было. (7)В нашей школе были революционные традиции, поощрялось составлять собственное мировоззрение. (8)Перечить существующим теориям. (9)Например, я сделал доклад против дарвинизма. (10)Учителю понравилось, хотя он не был со мною согласен.
(11)Я был карикатурист, рисовал шаржи на школьных учителей. (12)Они смеялись вместе со всеми. (13)Они поощряли смелость мысли, воспитывали духовную непослушность. (14)Это всё помогло мне противостоять дурным влияниям в лагере. (15)Когда меня проваливали в Академию наук, я не придавал этому значения, не обижался и духом не падал. (16)Три раза проваливали!»
(17)Он рассказывал мне: «В тридцать седьмом году меня уволили из издательства с должности корректора. (18)Всякое несчастье шло мне на пользу. (19)Годы корректорской работы были хороши, приходилось много читать. (20)В войну не взяли, имел белый билет из-за язвы желудка.
(21)Гонения персональные начались в 1972 году, когда я выступил в защиту Екатерининского парка в Пушкине. (22)И до этого дня злились, что я был против порубок в Петергофе, строительства там. (23)Это 1965 год. (24)А тут, в 1972 году, остервенели. (25)Запретили упоминать меня в печати и на телевидении».
(26)Скандал разразился, когда Лихачёв выступил на телевидении против переименования Петергофа в Петродворец, Твери в Калинин. (27)Тверь сыграла колоссальную роль в русской истории, как же можно отказываться! (28)Сказал, что скандинавы, греки, французы, татары много значили для России.
(29)В 1977 году его не пустили на съезд славистов.
(30)Членкора Академии наук Лихачёву дали в 1953 году. (31)В 1958-м провалили в Академии, в 1969-м – отклонили.
(32)Ему удалось спасти в Новгороде застройку Кремля высотными зданиями, он спас в Питере Невский проспект, портик Руска: «Разрушение памятников всегда начинается с произвола, которому не нужна гласность».
(33)Он извлёк древнерусскую литературу из изоляции, включив её в структуру европейской культуры.
(34)У него ко всему был свой подход: учёные-естественники критикуют астрологические предсказания за антинаучность. (35)Лихачёв – за то, что они лишают человека свободы воли.
(36)Он не создал учения, но он создал образ защитника культуры, настоящего гражданина.
«(37)Даже в случаях тупиковых, – говорил Дмитрий Сергеевич, – когда всё глухо, когда вас не слышат, будьте добры высказывать своё мнение. (38)Не отмалчивайтесь, выступайте. (39)Я заставляю себя выступать, чтобы прозвучал хоть один голос».
(По Д.А. Гранину*)
* Даниил Александрович Гранин (1919-2017) – русский советский писатель, общественный деятель.
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 22-25.
В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.
Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания 26, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке образцами.
«Создать достоверный образ выдающегося деятеля XX века Д. С. Лихачёва автору текста помогает приём – (А)_________ (предложения 6-16, 17-25, 37-39). Этот приём показывает, насколько хорошо Лихачёв владел языком. Так, используя лексическое средство – (Б)_________ («духом не падал» в предложении 15), Дмитрий Сергеевич подчёркивал особенности своего воспитания. Гранин очень точно передаёт присущее Лихачёву умение подчёркивать, выделять важные для понимания смысла слова – достаточно обратить внимание на такие приёмы, как (В)_________ (предложения 7-8) и (Г)_________ (предложения 12, 13), которые помогают Дмитрию Сергеевичу быть особенно убедительным».
Список терминов:
1) анафора
2) олицетворение
3) цитирование
4) риторическое обращение
5) антитеза
6) термины
7) фразеологизм
8) парцелляция
9) эпитет
(Взято из сборника Цыбулько 2018 года, вариант 17)
«Создать достоверный образ выдающегося деятеля XX века Д.С. Лихачёва автору текста помогает приём – (А)_________ (предложения 6-16, 17-25, 37-39). Этот приём показывает, насколько хорошо Лихачёв владел языком. Так, используя лексическое средство – (Б)_________ («духом не падал» в предложении 15), Дмитрий Сергеевич подчёркивал особенности своего воспитания. Гранин очень точно передаёт присущее Лихачёву умение подчёркивать, выделять важные для понимания смысла слова – достаточно обратить внимание на такие приёмы, как (В)_________ (предложения 7-8) и (Г)_________ (предложения 12, 13), которые помогают Дмитрию Сергеевичу быть особенно убедительным».
Список терминов:
1) анафора – приём
2) олицетворение – троп
3) цитирование – приём
4) риторическое обращение – синтаксическое средство
5) антитеза – приём
6) термины – лексическое средство
7) фразеологизм – лексическое средство
8) парцелляция – приём
9) эпитет – троп
РЕШЕНИЕ:
А – приём; в предложениях 6-16, 17-25, 37-39 содержатся дословные выдержки из рассказов самого Лихачева о своей жизни => (3) цитирование.
Б – лексическое средство; в предложении 15 употребляется устойчивое выражение в переносном значении («духом на падал»), имеющее значение «не терять бодрость, уверенность; не отчаиваться» => (7) фразеологизм.
(15)Когда меня проваливали в Академию наук, я не придавал этому значения, не обижался и духом не падал. (16)Три раза проваливали!
В – приём; предложения 7-8 содержат единую мысль, которую разбили на самостоятельные части (однородные сказуемые «поощрялось составлять» и «поощрялось перечить») => (8) парцелляция.
(7)В нашей школе были революционные традиции, поощрялось составлять собственное мировоззрение. (8)Перечить существующим теориям.
Г – приём; предложения 12, 13 одинаково начинаются со слова «они» => (1) анафора.
(12)Они смеялись вместе со всеми. (13)Они поощряли смелость мысли, воспитывали духовную непослушность.