Задача к ЕГЭ по русскому языку на тему «Задачи от Цыбулько» №418

(1)В спорах о современном стиле часто проскальзывает или нарочито заостряется мысль о какой-то ультрасовременной телеграфной краткости прозы. (2)Порой спорщики пекутся о времени нашего читателя, которому «не поднять толстый роман», ибо есть полуторачасовое кино, телевизор и иные технические чудеса XX века.

(3)Современен ли Толстой с его многотомными романами, с его подробнейшими описаниями состояния и чувств человека, с его детальнейшим исследованием души в её тончайших проявлениях? (4)Разумеется, вопрос этот смешон, применимый к гению – к художнику, имя которого, видимо, знают или слышали все на нашей планете.

(5)Толстой волновал современников и будет волновать еще многие поколения потомков до тех пор, пока человек будет человеком, пока будут существовать общество, жизнь и смерть, добро и зло, любовь к детям и женщине, стремление к самосовершенствованию, то есть к воспитанию таких черт в человеке, которые делают его добрым властелином мира.

(6)Гению Толстого свойственно проникать в глубины природы, а значит, в глубины человеческого сознания. (7)Его глаза видели то, что не видели другие, его проникновение в психологию и, следовательно, в природу настолько гениально, всеобъёмно, что мы порой говорим: «Толстой написал всю психологию человека».

(8)Все изменения человеческого чувства Толстой показывал, раскрывал посредством своего мускулистого, точного языка, посредством крепкой и многопериодной фразы, где была некоторая нарочитая угловатость и в то же время естественность, за которой уже исчезает язык как инструмент литературы и остаётся живая жизнь, ощущение чувства, движение души. (9)Углубляясь в чтение Толстого, вы почти никогда не замечаете, сколько раз повторено во фразе «что», «как» и «который», – вы поглощены течением толстовских мыслей, неожиданных и одновременно естественных открытий человеческой психологии, равных великим открытиям законов природы и общества. (10)Гениальный художник никогда не поражал нас и, видимо, не хотел поражать «обнажённым мастерством», той выпирающей щеголеватостью фразы, что была свойственна, например, Бунину, который покоряет нас серебряной чеканкой мастерства. (11)Невозможно объяснить, как достигает этого Толстой, но язык его настолько непосредствен, что как бы исчезает сама фраза, заслоняясь огромной мыслью. (12)И это свойство величайшего гения – искусство становится не отражением жизни, а самой жизнью…

(13)Толстой, как известно, писал и лаконичные, и большие вещи, но он всегда был краток. (14)Он подымал такие пласты психологии, он развёртывал такие общественные события, он описывал такие характеры, что «Война и мир» кажется весьма коротким произведением.

(15)Изображая нашу сложнейшую и невиданную в истории человечества эпоху, мы должны каждодневно учиться этой краткости, этой глубине и художнической смелости художника-гиганта.

(По Ю.В. Бондареву*)

* Юрий Васильевич Бондарев (1924-2020) – русский советский писатель, сценарист, общественный деятель.


Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 22-25.

В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.

Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания 26, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

«Автор приглашает читателей к совместным размышлениям о творчестве всемирно известного писателя Л.Н. Толстого, используя на протяжении всего текста синтаксическое средство – (А)_________ (в предложениях 4, 6, 7, 13). Точно подмеченные Ю.В. Бондаревым черты толстовского стиля передают троп – (Б)_________ («мускулистого, точного языка», «крепкой… фразы» в предложении 8), а также приёмы: (В)_________ (в предложении 12) и (Г)_________ («он подымал такие пласты психологии, он развёртывал такие общественные события, он описывал такие характеры» в предложении 14)».

Список терминов:

1) цитирование

2) сравнение

3) противопоставление

4) эпифора

5) эпитет

6) разговорная лексика

7) парцелляция

8) вводные конструкции

9) синтаксический параллелизм

(Взято из сборника Цыбулько 2021 года, вариант 27)

«Автор приглашает читателей к совместным размышлениям о творчестве всемирно известного писателя Л.Н. Толстого, используя на протяжении всего текста синтаксическое средство – (А)_________ (в предложениях 4, 6, 7, 13). Точно подмеченные Ю.В. Бондаревым черты толстовского стиля передают троп – (Б)_________ («мускулистого, точного языка», «крепкой… фразы» в предложении 8), а также приёмы: (В)_________ (в предложении 12) и (Г)_________ («он подымал такие пласты психологии, он развёртывал такие общественные события, он описывал такие характеры» в предложении 14)».

РЕШЕНИЕ:

1) цитирование – приём

2) сравнение – троп

3) противопоставление – приём

4) эпифора – приём

5) эпитет – троп

6) разговорная лексика – лексическое средство

7) парцелляция – приём

8) вводные конструкции – синтаксическое средство

9) синтаксический параллелизм – приём

А – синтаксическое средство; предложения 4, 6, 7 и 13 содержат слова, которые не являются членами предложения (от них/к ним нельзя задать вопрос) и выделены запятыми => (8) вводные конструкции

(4)Разумеется, вопрос этот смешон, применимый к гению – к художнику, имя которого, видимо, знают или слышали все на нашей планете.

(6)Гению Толстого свойственно проникать в глубины природы, а значит, в глубины человеческого сознания. (7)Его глаза видели то, что не видели другие, его проникновение в психологию и, следовательно, в природу настолько гениально, всеобъёмно, что мы порой говорим: «Толстой написал всю психологию человека».

(13)Толстой, как известно, писал и лаконичные, и большие вещи, но он всегда был краток.

Б – троп; в предложении 8 слова «язык» и «фразы» описываются с помощью эмоциональных, образных определений => (5) эпитет

(8)Все изменения человеческого чувства Толстой показывал, раскрывал посредством своего мускулистого, точного языка, посредством крепкой и многопериодной фразы, где была некоторая нарочитая угловатость и в то же время естественность, за которой уже исчезает язык как инструмент литературы и остаётся живая жизнь, ощущение чувства, движение души.

В – приём; в предложении 12 соотносятся логически противоположные по смыслу понятия (с использованием противительного союза «А» => (3) противопоставление

(12)И это свойство величайшего гения – искусство становится не отражением жизни, а самой жизнью

Г – приём; в предложении 14 одинаково построены первые три части => (9) синтаксический параллелизм

(14)Он подымал такие пласты психологии, он развёртывал такие общественные события, он описывал такие характеры, что «Война и мир» кажется весьма коротким произведением.

Ответ: 8539
Оцените статью
Я решу все!