В борьбе за жизнь инстинкт самозащиты развил в человеке две мощные творческие силы: познание и воображение. Воображение, догадка дополняют недостающие, ещё не найденные звенья в цепи фактов, позволяя учёному создавать «гипотезы» и теории, направляющие более или менее безошибочно и успешно поиски разума, который изучает силы и явления природы и, постепенно подчиняя <…> разуму и воле человека, создаёт культуру, которая есть наша, нашей волей, нашим разумом творимая «вторая природа».
Познание – это способность наблюдать, сравнивать, изучать явления природы и факты социальной жизни, короче говоря: познание есть мышление. Воображение тоже, в сущности своей, мышление о мире, но мышление по преимуществу образами, «художественное»; можно сказать, что воображение – это способность придавать стихийным явлениям природы и вещам человеческие качества, чувствования, даже намерения.
Мы читаем и слышим: «ветер плачет», «стонет», «задумчиво светит луна», «река нашёптывала старые былины», «лес нахмурился», «волна хотела сдвинуть камень, он морщился под её ударами, но не уступал ей», «стул крякнул, точно селезень», «сапог не хотел влезать на ногу», «стёкла запотели», – хотя у стёкол нет потовых желёз.
Всё это делает явления природы как бы более понятными для нас… Тут мы замечаем, что человек придаёт всему, что видит, свои человеческие качества, черты: воображает, вносит их всюду – во все явления природы, во все созданные его трудом, его разумом вещи.
(По М. Горькому)
В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте.
1) РАЗВИТЬ. что. Усилить, дать чему-н. окрепнуть, укрепиться. Р. мускулатуру упражнениями. Р. память. Р. в ребенке интерес к музыке.
2) ЦЕПЬ. Последовательное соединение элементов, при котором последний элемент присоединяется к первому (спец.). Замкнутая магнитная ц.
3) ЯВЛЕНИЕ. Вообще всякое обнаруживаемое проявление чего-н. Физическое я. Социальные явления.
4) ЧЕРТА. Граница, предел. Пограничная ч. В черте города (в его границах, внутри). Последняя ч. (перен.: крайний предел).
5) ТРУД. Результат деятельности, работы, произведение. Т. всей жизни. Научный т. Список печатных трудов.
(Задание составлено на основе сборника Цыбулько-2022)
1) РАЗВИТЬ. что. Усилить, дать чему-н. окрепнуть, укрепиться. Р. мускулатуру упражнениями. Р. память. Р. в ребенке интерес к музыке. — подходит (пример из текста («…инстинкт самозащиты развил в человеке две мощные творческие силы…») и примеры из определения схожи; речь действительно о совершенствовании умений)
2) ЦЕПЬ. Последовательное соединение элементов, при котором последний элемент присоединяется к первому (спец.). Замкнутая магнитная ц. — не подходит (в определении слово рассматривается как физическое понятие, в тексте же оно употреблено в переносном смысле, речь идёт о системе чего-то; подходит значение «сплошной ряд, совокупность чего-н.»)
3) ЯВЛЕНИЕ. Вообще всякое обнаруживаемое проявление чего-н. Физическое я. Социальные явления. — подходит (пример из текста («…стихийным явлениям природы…») и примеры из определения схожи)
4) ЧЕРТА. Граница, предел. Пограничная ч. В черте города (в его границах, внутри). Последняя ч. (перен.: крайний предел). — не подходит (в определении речь о границах чего-то, в тексте под этим словом подразумевается некоторая характеристика; подходит значение «свойство, отличительная особенность»)
5) ТРУД. Результат деятельности, работы, произведение. Т. всей жизни. Научный т. Список печатных трудов. — не подходит (в определении речь о каком-то материальном воплощении деятельности, в тексте же говорится о целенаправленной активности; подходит значение «целесообразная деятельность человека, направленная на создание с помощью орудий производства материальных и духовных ценностей»)