Задача к ЕГЭ по русскому языку на тему «Задачи от Цыбулько» №334

(1)Как человек появляется на свет, как он растёт в первые свои годы, как становится человеком – ему самому неведомо. (2)Начало жизни в памяти у него не остаётся. (3)Самое важное пропадает. (4)Память о детстве появляется к трём-четырём годам, когда начинается «я». (5)О первых годах можно узнать по рассказам родителей, нянек: какие-то сценки, словечки… (6)Природа зачем-то прячет от человека самый нежный, сладостный период его жизни. (7)Но для чего? (8) Какой смысл это засекречивание имеет, ибо всё, что творит природа, неслучайно, отнюдь не небрежность, не злокозненность.

(9)Зато потом постоянно борются забвение и память – не поймёшь, что именно мы забываем, почему этого человека, хорошего, умного, мы забываем, а никчёмного помним. (10)Что-то памяти удаётся отстоять, что-то удаётся изъять. (11)Остатки, те, что сохраняются, это и есть личность, она состоит из воспоминаний, и прежде всего детских.

(12)Воспоминания, если угодно, нуждаются в уходе. (13)Их полезно перетряхивать, освежать, осмысливать, особенно ранние. (14)Неслучайно Лев Толстой начал свою работу с рассказа о детстве. (15)В двадцать восемь лет он занялся воспоминаниями – тем, чем обычно заканчивают. (16)Максим Горький стал писать «Детство» в сорок пять лет. (17)А Михаил Зощенко писал «Перед восходом солнца» в сорок девять лет и долго мучился, пытаясь восстановить свою самую раннюю память – прапамять. (18)И в этом деле добился редких результатов: это был удачный опыт такого рода реставрации памяти. (19)Однако думается, что работы его были бы тем легче, чем раньше он занялся бы ими.

(20)Любимец Мнемозины Владимир Набоков лучшим способом доказал, что детство – родина писателя. (21)«Другие берега» выстроены из сокровищ детской памяти, это торжество детской памяти. (22)Каким-то чудом он сохранил свежесть её красок, запахов, ощущений.

(23)«Перед моими глазами, как и перед материнскими, ширилась огромная, в синем сборчатом ватнике кучерская спина с путевыми часами в кожаной оправе на кушаке, они показывали двадцать минут третьего». (24)Окончание фразы должно подтвердить фотографическое устройство набоковской памяти.

(25)Однажды, будучи в США, в Канзасском университете, я разговорился с бывшим приятелем В. Набокова. (26)Он рассказал любопытные подробности о том, как Набоков ухаживал за своей памятью, можно сказать, лелеял её. (27)К примеру, в годы жизни в США, а затем в Швейцарии он не обзаводился собственной мебелью, книгами. (28)Жизнь в гостиницах, пансионатах позволяла это. (29)Он всячески избегал приобретать вещи: они, как он считал, отнимают память. (30)Он старался сохранять мир своего детства во всех микроподробностях нетронутым…

(31)Вспоминая свою жизнь, понимаю, что многое из прошлого умерло во мне и продолжает умирать. (32)Память – это то, что спаслось.

(По Д.А. Гранину*)

* Даниил Александрович Гранин (1919-2017) – русский советский писатель, общественный деятель.


Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 22-25.

В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.

Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания 26, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

«О том, насколько образен язык Д.А. Гранина, можно судить по использованию такого тропа, как (А)_________ («реставрация памяти» в предложении 18). Синтаксические средства выразительности: (Б)_________ («перетряхивать, освежать, осмысливать» в предложении 13, «красок, запахов, ощущений» в предложении 22), (В)_________ («и прежде всего детских» в предложении 11, «особенно ранние» в предложении 13) – помогают автору более точно выразить свою мысль. На протяжении всего текста Д.А. Гранин использует приём – (Г)_________ («забываем» – «помним» в предложении 9, «умерло» – «спаслось» в предложениях 31 и 32)».

Список терминов:

1) лексический повтор

2) разговорная лексика

3) метафора

4) эпитет

5) вводные конструкции

6) уточняющие конструкции

7) ряды однородных членов предложения

8) фразеологизм

9) противопоставление
 

(Взято из сборника Цыбулько 2018 года, вариант 35)

«О том, насколько образен язык Д.А. Гранина, можно судить по использованию такого тропа, как (А)_________ («реставрация памяти» в предложении 18). Синтаксические средства выразительности: (Б)_________ («перетряхивать, освежать, осмысливать» в предложении 13, «красок, запахов, ощущений» в предложении 22), (В)_________ («и прежде всего детских» в предложении 11, «особенно ранние» в предложении 13) – помогают автору более точно выразить свою мысль. На протяжении всего текста Д.А. Гранин использует приём – (Г)_________ («забываем» – «помним» в предложении 9, «умерло» – «спаслось» в предложениях 31 и 32)».
 

РЕШЕНИЕ:

1) лексический повтор – приём

2) разговорная лексика – лексическое средство

3) метафора – троп

4) эпитет – троп

5) вводные конструкции – синтаксическое средство

6) уточняющие конструкции  – синтаксическое средство

7) ряды однородных членов предложения – синтаксическое средство

8) фразеологизм – лексическое средство

9) противопоставление – приём

А – троп;  в предложении 18 употребляется скрытое сравнение, основанное на переносе значения по сходству: реставрируем мы обычно старинные предметы, следовательно, автор зашифровал скрытое сравнение памяти с чем-то старинным и при этом ценным => (3) метафора.

(18)И в этом деле добился редких результатов: это был удачный опыт такого рода реставрации памяти.

Б – синтаксическое средство; в предложениях 13 и 22 встречаются перечисления сказуемых и дополнений соответственно => (7) ряды однородных членов предложения.

(13)Их полезно перетряхивать, освежать, осмысливать, особенно ранние.

(22)Каким-то чудом он сохранил свежесть её красок, запахов, ощущений.

В – синтаксическое средство; в предложениях 11 и 13 встречаются обособленные второстепенные члены со значением уточнения => (6) уточняющие конструкции.

(11)Остатки, те, что сохраняются, это и есть личность, она состоит из воспоминаний, и прежде всего детских.

(13)Их полезно перетряхивать, освежать, осмысливать, особенно ранние.

Г – приём; в предложении 9 при помощи противительного союза «а» соотносятся логически противоположные понятия, в предложениях 31 и 32 также упоминаются  логически противоположные понятия => (9) противопоставление.

(9)Зато потом постоянно борются забвение и память – не поймёшь, что именно мы забываем, почему этого человека, хорошего, умного, мы забываем, а никчёмного помним.

(31)Вспоминая свою жизнь, понимаю, что многое из прошлого умерло во мне и продолжает умирать. (32)Память – это то, что спаслось.

Ответ: 3769
Оцените статью
Я решу все!