Задача к ЕГЭ по русскому языку на тему «Задачи от Цыбулько» №279

(1)Летний среднеазиатский вечер, сухо шелестят велосипедные шины по тропке вдоль арыка, заросшего карагачами, верхушки которых купаются в неправдоподобно покойном после солнечного ада закате. (2)Я сижу на раме, вцепившись в руль, мне позволено хозяйничать сигнальным звоночком с полукруглой никелированной головкой и тугим язычком, отталкивающим палец при нажатии. (3)Велосипед катится, звоночек тренькает, делая меня взрослым, потому что за спиной отец вращает педали, поскрипывает кожаным седлом, а я чувствую движение его коленей – они то и дело задевают мои ноги в сандалиях.

(4)И очень чёток в памяти моей ещё один вечер.

(5)В маленькой комнате отец сидит спиной к окну, а во дворе сумерки, чуть-чуть колышется тюлевая занавеска. (6)И непривычными кажутся мне защитного цвета тужурка на нём и тёмная полоска пластыря повыше его брови. (7)Я не могу вспомнить, почему отец сидит у окна, но мне представляется, что он вернулся с войны, ранен, разговаривает о чём-то с матерью – и ощущение разлуки, сладкой опасности неизмеримого пространства, лежащего за нашим двором, отцовского мужества, которое было проявлено где-то, заставляет меня испытывать особую близость к нему, похожую на восторг при мысли о домашнем уюте собранной в этой маленькой комнате нашей семьи.

(8)О чём говорил он с матерью – не знаю. (9)Знаю, что тогда и в помине не было войны, однако сумерки во дворе, пластырь на виске отца, его военного покроя тужурка, задумчивое лицо матери – всё так подействовало на моё воображение, что и сейчас я готов поверить: да, в тот вечер отец вернулся раненый с фронта. (10)Впрочем, более всего поражает другое! (11)В час победного возвращения (в сорок пятом году) я, подобно отцу, сидел у окна в той же родительской спальне и, как в детстве, снова пережил всю невероятность встречи, как если бы прошлое повторилось. (12)Может быть, то было предвестием моей солдатской судьбы и я прошёл по пути, предназначенному отцу, исполнил недоделанное, недоисполненное им? (13)В раннюю пору жизни мы тщеславно преувеличиваем возможности собственных отцов, воображая их всесильными рыцарями, в то время как они обыкновенные смертные с заурядными заботами.

(14)До сих пор помню день, когда я увидел отца так, как никогда раньше не видел (мне было лет двенадцать), – и это ощущение живёт во мне виной.

(15)Была весна, я толкался со школьными друзьями около ворот (играли во что-то на тротуаре) и неожиданно заметил знакомую фигуру неподалёку от дома. (16)Мне бросилось в глаза: он оказался невысокого роста, короткий пиджак некрасив, брюки, нелепо поднятые над щиколотками, подчёркивали величину довольно стоптанных старомодных ботинок. (17)А новый галстук, с булавкой, выглядел словно бы ненужным украшением бедняка. (18)Неужели это мой отец? (19)Лицо его всегда выражало доброту, уверенную мужественность, а не усталое равнодушие, оно раньше никогда не было таким немолодым, таким негероически безрадостным.

(20)И это обнажённо обозначалось – и всё вдруг представилось в отце обыденным, унижающим и его, и меня перед школьными моими приятелями, которые молча, нагловато, сдерживая смех, смотрели на эти по-клоунски большие поношенные башмаки, выделенные дудочкообразными брюками. (21)Они, мои школьные друзья, готовы были смеяться над ним, над его нелепой походкой. (22)А я, покраснев от стыда и обиды, готов был с защитным криком, оправдывающим отца, броситься в жестокую драку, восстановить святое уважение кулаками.

(23)Но что же произошло со мной? (24)Почему я не бросился в драку с приятелями? (25)Боялся потерять их дружбу? (26)Или не рискнул сам показаться смешным?

(27)Тогда я не думал, что настанет срок, когда в некий день я тоже окажусь чьим-то смешным, нелепым отцом и меня тоже постесняются защитить…

(По Ю.В. Бондареву*)

* Юрий Васильевич Бондарев (род. в 1924 г.) – русский советский писатель и публицист.


Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 22-25.

В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.

Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания 26, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

«Образ отца рассказчика автору помогают создать различные языковые средства выразительности, в числе которых приём – (А) _________ («лицо его всегда выражало доброту, уверенную мужественность, а не усталое равнодушие» в предложении 19). Воспоминания об отце неразрывно связаны с той атмосферой, в которой проходило детство рассказчика и воссоздать которую позволяет троп – (Б) _________ («верхушки… купаются в… закате», «после солнечного ада» в предложении 1). Размышления рассказчика, навеянные этими воспоминаниями, передают лексическое средство – (В) _________ («недоделанное», «недоисполненное» в предложении 12, «обыкновенные», «заурядными» в предложении 13) и синтаксическое средство – (Г) _________ (предложения 23-26)».

Список терминов:

1) сравнительный оборот

2) синонимы

3) литота

4) разговорные и просторечные слова

5) метафора

6) противопоставление

7) книжная лексика

8) восклицательные предложения

9) вопросительные предложения

(Взято из сборника Цыбулько 2019 года, вариант 27)

«Образ отца рассказчика автору помогают создать различные языковые средства выразительности, в числе которых приём – (А)_________ («лицо его всегда выражало доброту, уверенную мужественность, а не усталое равнодушие» в предложении 19). Воспоминания об отце неразрывно связаны с той атмосферой, в которой проходило детство рассказчика и воссоздать которую позволяет троп – (Б)_________ («верхушки… купаются в… закате», «после солнечного ада» в предложении 1). Размышления рассказчика, навеянные этими воспоминаниями, передают лексическое средство – (В)_________ («недоделанное», «недоисполненное» в предложении 12, «обыкновенные», «заурядными» в предложении 13) и синтаксическое средство — (Г)_________ (предложения 23-26)».

РЕШЕНИЕ:

Список терминов:

1) сравнительный оборот синтаксическое средство

2) синонимы лексическое средство

3) литота троп

4) разговорные и просторечные слова лексическое средство

5) метафора троп

6) противопоставление приём

7) книжная лексика лексическое средство

8) восклицательные предложения синтаксическое средство

9) вопросительные предложения синтаксическое средство

А приём; в предложении 19 соотносятся логически противоположные по смыслу понятия (с использованием противительного союза «А») => (6) противопоставление

«(19)Лицо его всегда выражало доброту, уверенную мужественность, а не усталое равнодушие, оно раньше никогда не было таким немолодым, таким негероически безрадостным»

Б троп; в предложении 1 используется скрытое сравнение, основанное на переносе значения как по визуальному сходству, так и по соотношению вызываемых природными изменениями эмоций (верхушки карагачей не могут купаться в прямом смысле; жар солнца автор сравнивает с адом) => (5) метафора

«(1)Летний среднеазиатский вечер, сухо шелестят велосипедные шины по тропке вдоль арыка, заросшего карагачами, верхушки которых купаются в неправдоподобно покойном после солнечного ада закате»

В лексическое средство; в предложениях 12 и 13 присутствуют слова одной части речи, которые различны по звучанию и написанию, но имеют схожее значение => (2) синонимы

«(12)Может быть, то было предвестием моей солдатской судьбы и я прошёл по пути, предназначенному отцу, исполнил недоделанное, недоисполненное им? (13)В раннюю пору жизни мы тщеславно преувеличиваем возможности собственных отцов, воображая их всесильными рыцарями, в то время как они обыкновенные смертные с заурядными заботами»

Г синтаксическое средство; в конце предложений 23-26 стоят вопросительные знаки => (9) вопросительные предложения

«(23)Но что же произошло со мной? (24)Почему я не бросился в драку с приятелями? (25)Боялся потерять их дружбу? (26)Или не рискнул сам показаться смешным?»

Ответ: 6529
Оцените статью
Я решу все!