Задача к ЕГЭ по русскому языку на тему «Задачи от Цыбулько» №269

(1)Детство редко даёт возможность угадать что-либо о будущем ребёнка. (2)Как ни пытаются папы и мамы высмотреть, что получится из их дитяти, нет, не оправдывается. (3)Все они видят в детстве предисловие к взрослой жизни, подготовку. (4)На самом же деле детство – самостоятельное царство, отдельная страна, независимая от взрослого будущего, от родительских планов, она, если угодно, и есть главная часть жизни, она основной возраст человека. (5)Больше того, человек предназначен для детства, рождён для детства, к старости вспоминается более всего детство, поэтому можно сказать, что детство – это будущее взрослого человека…

(6)Детство было самой счастливой порой моей жизни. (7)Не потому, что дальше было хуже. (8)И за следующие годы благодарю судьбу, и там было много хорошего. (9)Но детство отличалось от всей остальной жизни тем, что тогда мир казался мне устроенным для меня, я был радостью для отца и матери, не было ещё чувства долга, не было обязанностей. (10)Детство безответственно. (11)Это потом стали появляться обязанности по дому. (12)Сходи. (13)Принеси. (14)Помой… (15)Появились школа, уроки, появились часы, время.

(16)Я жил среди травы, ягод, гусей, муравьёв. (17)Я мог лежать в поле, лететь среди облаков, бежать неизвестно куда, просто мчаться, быть конём, автомобилем, паровозом. (18)Мог заговорить с любым взрослым. (19)Это было царство свободы. (20)Не только наружной, но и внутренней. (21)Я мог часами смотреть с моста в воду (что я там видел?). (22)Подолгу простаивал в тире. (23)Волшебным зрелищем была кузница.

(24)Любил в детстве лежать на тёплых брёвнах плота; не сводя глаз с воды, наблюдать, как играют там в рыжеватой глубине, поблёскивают уклейки.

(25)Перевернёшься на спину – в небе плывут облака, а кажется, что плывёт мой плот. (26)Под брёвнами журчит вода, плывёт мой плот в дальние страны, там пальмы, пустыни, верблюды. (27)В детских странах не было небоскрёбов, автострад, была страна Фенимора Купера, иногда Джека Лондона – у него всё снежное, метельное, морозное.

(28)Детство – это чёрный хлеб, тёплый, пахучий, такого потом не было, он там остался, это зелёный горох, это трава под босыми ногами, это пироги с морковкой, ржаные, с картошкой, это домашний квас. (29)Куда исчезает еда нашего детства? (30)И почему она обязательно исчезает? (31)Постный сахар, пшённая каша с тыквой…

(32)Столько было разного счастливого, весёлого… (33)Детство остаётся главным и с годами хорошеет. (34)Я ведь там тоже плакал, был несчастен. (35)К счастью, это начисто забылось, осталась только прелесть той жизни. (36)Именно жизни. (37)Не было ни любви, ни славы, ни путешествий – только жизнь, чистое ощущение восторга перед своим существованием под этим небом. (38)Ещё не осознана была ценность дружбы или счастье иметь родителей, всё это позже, позже, а там, на плоту, только я, небо, река, сладкие туманные грёзы…

(По Д.А. Гранину*)

* Даниил Александрович Гранин (1919-2017) – русский советский писатель, общественный деятель.


Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 22-25.

В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.

Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания 26, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

«В тексте используются различные приёмы, в частности (А)_________ («детство» в предложении 5), а также тропы: (Б)_________ («волшебным зрелищем» в предложении 23, «сладкие туманные грёзы» в предложении 38), (В)_________ («детство – самостоятельное царство» в предложении 4, «царство свободы» в предложении 19). Детство сменяется другой порой, которую в тексте характеризует синтаксическое средство – (Г)_________ (предложения 12-14)».

Список терминов:

1) синонимы

2) метафора

3) эпитеты

4) лексический повтор

5) фразеологизм

6) антонимы

7) односоставные предложения

8) вопросительные предложения

9) обращения

(Взято из сборника Цыбулько 2019 года, вариант 23)

«В тексте используются различные приёмы, в частности (А)_________ («детство» в предложении 5), а также тропы: (Б)_________ («волшебным зрелищем» в предложении 23, «сладкие туманные грёзы» в предложении 38), (В)_________ («детство – самостоятельное царство» в предложении 4, «царство свободы» в предложении 19). Детство сменяется другой порой, которую в тексте характеризует синтаксическое средство – (Г)_________ (предложения 12-14)».

Список терминов:

1) синонимы – лексическое средство

2) метафора – троп

3) эпитеты – троп

4) лексический повтор – приём

5) фразеологизм – лексическое средство

6) антонимы – лексическое средство

7) односоставные предложения – синтаксическое средство

8) вопросительные предложения – синтаксическое средство

9) обращения – синтаксическое средство

А – приём; в предложении 5 неоднократно повторяется слово «детство» => (4) лексический повтор

«(5)Больше того, человек предназначен для детства, рождён для детства, к старости вспоминается более всего детство, поэтому можно сказать, что детство – это будущее взрослого человека…»

Б – троп; в предложениях 23, 38 использованы яркие, образные определения => (3) эпитеты

«(23)Волшебным зрелищем была кузница»

«(38)Ещё не осознана была ценность дружбы или счастье иметь родителей, всё это позже, позже, а там, на плоту, только я, небо, река, сладкие туманные грёзы…»

В – троп; в предложениях 4, 19 автор сравнивает детство с неким самостоятельным царством, где есть свобода (происходит перенос значения по сходству: период детства – прекрасный период времени, когда ребёнок чувствует себя способным на любые свершения) => (2) метафора

«(4)На самом же деле детство – самостоятельное царство, отдельная страна, независимая от взрослого будущего, от родительских планов, она, если угодно, и есть главная часть жизни, она основной возраст человека»

«(19)Это было царство свободы…»

Г – синтаксическое средство; в каждом из перечисленных предложений (12-14) есть только один главный член, выраженный глаголом в повелительном наклонении => (7) односоставные предложения

«(12)Сходи. (13)Принеси. (14)Помой…»

Ответ: 4327
Оцените статью
Я решу все!