Задача к ЕГЭ по русскому языку на тему «Задачи от Цыбулько» №224

 (1)Однажды меня послали из Бреста в Москву за медикаментами. (2)Врачи, сёстры и санитары надавали мне множество поручений и писем. (3)В то время все старались переправлять письма с оказией, чтобы избежать военной цензуры.

(4)Лёля дала мне свои золотые часики и просила передать их в Москве своему дяде, профессору. (5)Золотые эти наручные часики смущали Лёлю. (6)Они были, конечно, совсем ни к чему в санитарном поезде.

(7)Лёля дала мне, кроме того, письмо к дядюшке. (8)В нём она писала обо мне много хорошего и просила профессора приютить меня, если понадобится.

(9)Я разыскал в Москве квартиру уважаемого профессора и позвонил. (10)Мне долго не открывали. (11)Потом из-за двери недовольный женский голос расспросил меня, кто я и по какому делу. (12)Дверь открыла пожилая горничная с косоглазым лицом. (13)За ней стояла высокая, величественная, как памятник, старая дама в белоснежной крахмальной кофточке с чёрным галстуком-бабочкой – жена профессора. (14)Седые её волосы были подняты надменным валиком и блестели так же, как и стёкла её пенсне. (15)Она стояла, загораживая дверь в столовую. (16)Там семья профессора пила, позванивая ложечками, утренний кофе.

(17)Я передал профессорше коробочку с часами и письмо.

— (18)Подождите здесь, — сказала она и вышла в столовую, выразительно взглянув на горничную. (19)Та тотчас начала вытирать в передней пыль с полированного столика, давно уже к тому времени вытертого и нестерпимо блестевшего.

— (20)Кто там звонил? — спросил из столовой скрипучий старческий голос. — (21)Что нужно?

— (22)Представь, — ответила профессорша, шурша бумагой (очевидно, она вскрывала пакет), — Лёля и на войне осталась такой же сумасбродкой, какой и была. (23)Прислала золотые часы. (24)С каким-то солдатом. (25)Какая всё-таки неосторожность. (26)Вся в мать!

— (27)Угу! — промычал профессор. (28)Очевидно, рот у него был набит едой. — (29)Ничего не стоило прикарманить.

— (30)Вообще я Лёлю не понимаю, — снова сказала профессорша. — (31)Вот пишет, просит его приютить. (32)К чему это? (33)Где приютить? (34)На кухне у нас спит Паша.

— (35)Только этого не хватало, — промычал профессор. — (36)Дай ему рубль и выпроводи его. (37)Пора Лёле знать, что я терпеть не могу посторонних людей.

— (38)Неловко всё-таки рубль, — сказала с сомнением профессорша. — (39)Как ты думаешь, Пётр Петрович?

— (40)Ну, тогда вышли ему два рубля.

(41)Я распахнул дверь на лестницу, вышел и захлопнул дверь так сильно, что в профессорской квартире что-то упало и разбилось с протяжным звоном. (42)На площадке я остановился.

(43)Тотчас дверь приоткрылась через цепочку. (44)За горничной, придерживавшей дверь, стояла вся профессорская семья: надменная профессорша, студент с лошадиным лицом и старый профессор с измятой салфеткой, засунутой за манишку. (45)На салфетке были пятна от яичного желтка.

— (46)Ты чего безобразничаешь? — прокричала в щёлку горничная. — (47)А ещё солдат с фронта! (48)Защитник Отечества!

— (49)Передай своим господам, — сказал я, — что они скоты.

(50)Тут в передней началась невнятная толкотня. (51)Студент подскочил к двери и схватился за цепочку, но профессорша его оттащила.

— (52)Геня, оставь! — крикнула она. — (53)Он тебя убьёт. (54)Они привыкли всех убивать на фронте.

(55)Тогда вперёд протолкался старый профессор. (56)Чисто вымытая его бородка тряслась от негодования. (57)Он крикнул в щёлку, приложив руки трубочкой ко рту:

— Хулиган! (58)Я в полицию тебя отправлю!

— (59)Эх вы! — сказал я. — (60)Научное светило!

(61)Профессорша оттащила почтенного старичка и захлопнула дверь.

(62)С тех пор у меня на всю жизнь осталось недоверие к так называемым «жрецам науки», к псевдоучёным, к племени людей, которые безмерно кичатся своей учёностью, а в жизни остаются обывателями и пошляками. (63)Есть много видов пошлости, не замечаемых нами. (64)Даже такой безошибочный «уловитель» пошлости, как Чехов, не мог описать всех её проявлений.

(По К.Г. Паустовскому*)

* Константин Георгиевич Паустовский (1892-1968) – русский советский писатель.


Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 22-25.

В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.

Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания 26, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

«К.Г. Паустовский настолько выразительно описывает в общем-то заурядный случай из жизни профессорской семьи, что к концу повествования читатель имеет чёткое представление о каждом её члене. При описании жены профессора писатель использует троп – (А)__________ («высокая, величественная», в предложении 13, «надменным» в предложении 14), а также такой приём, как – (Б)_________ (предложения 23-24). Лексическое средство – (В)_________ («промычал» в предложении 27, «прикарманить» в предложении 29, а также «протолкался» в предложении 55) – помогает понять истинную сущность профессора. Своё же отношение к произошедшему в квартире профессора рассказчик выражает с помощью такого синтаксического средства, как (Г) _________  (предложения 59, 60)».

Список терминов:

1) парцелляция

2) разговорная и просторечная лексика

3) ряды однородных членов предложения

4) метафора

5) риторический вопрос

6) эпитет

7) гипербола

8) синонимы

9) восклицательные предложения

(Взято из сборника Цыбулько 2019 года, вариант 22)

«К.Г. Паустовский настолько выразительно описывает в общем-то заурядный случай из жизни профессорской семьи, что к концу повествования читатель имеет чёткое представление о каждом её члене. При описании жены профессора писатель использует троп – (А)__________ («высокая, величественная», в предложении 13, «надменным» в предложении 14), а также такой приём, как – (Б)_________ (предложения 23-24). Лексическое средство – (В)_________ («промычал» в предложении 27, «прикарманить» в предложении 29, а также «протолкался» в предложении 55) – помогает понять истинную сущность профессора. Своё же отношение к произошедшему в квартире профессора рассказчик выражает с помощью такого синтаксического средства, как (Г) _________  (предложения 59, 60)».

Список терминов:

1) парцелляция  – приём

2) разговорная и просторечная лексика – лексическое средство

3) ряды однородных членов предложения  – синтаксическое средство

4) метафора  – троп

5) риторический вопрос  – синтаксическое средство

6) эпитет  – троп

7) гипербола  – троп

8) синонимы  – лексическое средство

9) восклицательные предложения  – синтаксическое средство

А – троп; в предложениях 13-14 использованы такие яркие, красочные  определения, как «высокая», «величественная», «надменным» => (6) эпитет

«(13)За ней стояла высокая, величественная, как памятник, старая дама в белоснежной крахмальной кофточке с чёрным галстуком-бабочкой – жена профессора. (14)Седые её волосы были подняты надменным валиком и блестели так же, как и стёкла её пенсне»

Б – приём; в этом отрывке автор разделяет единую мысль на несколько самостоятельных частей, графически выделенных как самостоятельные предложения («прислала» с кем?  – «с каким-то солдатом», т.е. эти слова должны находиться в одном предложении, но они в разных) => (1) парцелляция

«(23)Прислала золотые часы. (24)С каким-то солдатом»

В – лексическое средство; в указанных предложениях используются слова сниженного стиля, они употребляются в основном в устной речи в условиях неформальной беседы => (2) разговорная и просторечная лексика

«(27)Угу! — промычал профессор»

«(29)Ничего не стоило прикарманить»

«(55)Тогда вперёд протолкался старый профессор»

Г – синтаксическое средство; в конце предложений 59-60 стоят восклицательные знаки => (9) восклицательные предложения 

«(59)Эх вы! — сказал я. — (60)Научное светило!»

Ответ: 6129
Оцените статью
Я решу все!