Задача к ЕГЭ по русскому языку на тему «Задачи от Цыбулько» №194

(1)Фронтовая полоса. (2)Пропуская гурты колхозного скота, который уходит к спокойным пастбищам на восток, на перекрёстке села машина останавливается. (3)На ступеньку вскакивает хлопчик лет пятнадцати.

— (4)Дяденька, дайте два патрона.

— (5)На что тебе патроны?

— (6)А так… на память.

— (7)На память патронов не дают.

(8)Сую ему решётчатую оболочку от ручной гранаты и стреляную блестящую гильзу.

(9)Губы мальчишки презрительно кривятся:

— Ну вот! (10)Что с них толку?

— (11)Ах, дорогой! (12)Так тебе нужна такая память, с которой можно взять толку? (13)Может быть, ты хочешь вот эту зелёную бутылку или эту чёрную гранату? (14)Может быть, отцепить от тягача небольшую противотанковую пушку? (15)Лезь в машину, не ври и говори прямо.

(16)И вот начинается рассказ, полный тайных недомолвок, увёрток, хотя в общем нам уже всё давно ясно.

(17)Уходят отцы, дяди и старшие братья в партизаны. (18)А он ещё молод, но ловок, смел. (19)Он знает все лощинки, последние тропинки на сорок километров в округе.

(20)Боясь, что ему не поверят, он вытягивает из-за пазухи завёрнутый в клеёнку комсомольский билет. (21)И не будучи вправе рассказать что-либо больше, облизывая потрескавшиеся, запылённые губы, он ждёт жадно и нетерпеливо.

(22)Я смотрю ему в глаза. (23)Я кладу ему в горячую руку обойму. (24)Это – обойма от моей винтовки. (25)Она записана на мне.

(26)Я беру на себя ответ за то, что каждая выпущенная из этих пяти патронов пуля полетит точно в ту, какую надо, сторону.

— (27)Послушай, Яков, ну зачем тебе патроны, если у тебя нет винтовки? (28)Что же ты, из пустой крынки стрелять будешь?

(29)Грузовик трогается. (30)Яков спрыгивает с подножки, он подскакивает и весело кричит что-то несуразное, бестолковое. (31)Он смеётся и загадочно грозит мне вдогонку пальцем. (32)Потом, двинув кулаком по морде вертевшуюся около корову, он исчезает в клубах пыли.

(33)Дети! (34)На десятки тысяч из них война обрушилась точно так же, как и на взрослых, уже хотя бы потому, что сброшенные над мирными городами фашистские бомбы имеют для всех одинаковую силу.

(35)Остро, чаще острее, чем взрослые, подростки – мальчуганы, девочки – переживают события Великой Отечественной войны. (36)Они жадно, до последней точки, слушают сообщения Информбюро, запоминают все детали героических поступков, выписывают имена героев, их звания, их фамилии. (37)Они с беспредельным уважением провожают уходящие на фронт эшелоны, с безграничной любовью встречают прибывающих с фронта раненых.

(38)Я видел наших детей в глубоком тылу, в тревожной прифронтовой полосе и даже на линии самого фронта. (39)И повсюду я видел у них огромную жажду дела, работы и даже подвига.

(40)Пройдут годы. (41)Вы станете взрослыми. (42)И тогда в хороший час отдыха после большой и мирной работы вы будете с радостью вспоминать о том, что когда-то, в грозные для Родины дни, вы не путались под ногами, не сидели сложа руки, а помогали своей стране в её тяжёлой и очень важной борьбе с человеко-ненавистническим фашизмом.

(По А.П. Гайдару*)

* Аркадий Петрович Гайдар (настоящая фамилия – Голиков, 1904-1941) – русский советский детский писатель, киносценарист, участник Гражданской и Великой Отечественной войн.


Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 22-25.

В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.

Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания 26, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

«Отношение взрослых к таким детям, как Яков, в годы войны было двойственным. В этом можно убедиться, обратив внимание на языковые средства, которые использует автор, характеризуя юного героя и его сверстников. Это лексические средства: (А)_________ («несуразное, бестолковое» в предложении 30, «беспредельным», «безграничной» в предложении 37), (Б)_________ («хлопчик» в предложении 3, «кривятся» в предложении 9) – и такая форма речи, как (В)_________ (предложения 4-7, 9-15). Автор объясняет, откуда в детях появилось такое сильное желание идти на фронт, используя синтаксическое средство – (Г)________ (в предложениях 17, 18)».

Список терминов:

1) гипербола

2) метафора

3) синонимы

4) вопросительные предложения

5) ряды однородных членов предложения

6) разговорная и просторечная лексика

7) фразеологизм

8) диалог

9) книжная лексика

(Взято из сборника Цыбулько 2019 года, вариант 11)

«Отношение взрослых к таким детям, как Яков, в годы войны было двойственным. В этом можно убедиться, обратив внимание на языковые средства, которые использует автор, характеризуя юного героя и его сверстников. Это лексические средства: (А)_________ («несуразное, бестолковое» в предложении 30, «беспредельным», «безграничной» в предложении 37), (Б)_________ («хлопчик» в предложении 3, «кривятся» в предложении 9) – и такая форма речи, как (В)_________ (предложения 4-7, 9-15). Автор объясняет, откуда в детях появилось такое сильное желание идти на фронт, используя синтаксическое средство – (Г)________ (в предложениях 17, 18)».

Список терминов:

1) гипербола – троп

2) метафора – троп

3) синонимы – лексическое средство

4) вопросительные предложения – синтаксическое средство

5) ряды однородных членов предложения – синтаксическое средство

6) разговорная и просторечная лексика – лексическое средство

7) фразеологизм – лексическое средство

8) диалог – форма речи

9) книжная лексика – лексическое средство

А – лексическое средство; в предложениях 30, 37 автор использует слова одной части речи, различные по написанию и звучанию, но схожие по значению => (3) синонимы

«(30)Яков спрыгивает с подножки, он подскакивает и весело кричит что-то несуразное, бестолковое»

«(37)Они с беспредельным уважением провожают уходящие на фронт эшелоны, с безграничной любовью встречают прибывающих с фронта раненых»

Б – лексическое средство; «хлопчик», «кривятся» – слова сниженного стиля, которые используются в неформальном общении или в литературе для оформления диалогов => (6) разговорная и просторечная лексика

«(3)На ступеньку вскакивает хлопчик лет пятнадцати»

«(9)Губы мальчишки презрительно кривятся…»

В – форма речи; в указанных отрывках мы видим, как герои обмениваются репликами => (8) диалог

«— (4)Дяденька, дайте два патрона.

— (5)На что тебе патроны?

— (6)А так… на память.

— (7)На память патронов не дают»

«(9)Губы мальчишки презрительно кривятся:

— Ну вот! (10)Что с них толку?

— (11)Ах, дорогой! (12)Так тебе нужна такая память, с которой можно взять толку? (13)Может быть, ты хочешь вот эту зелёную бутылку или эту чёрную гранату? (14)Может быть, отцепить от тягача небольшую противотанковую пушку? (15)Лезь в машину, не ври и говори прямо»

Г – синтаксическое средство; автор перечисляет слова одной части речи, которые соединены сочинительной связью => (5) ряды однородных членов предложения

«(17)Уходят отцы, дяди и старшие братья в партизаны. (18)А он ещё молод, но ловок, смел. (19)Он знает все лощинки, последние тропинки на сорок километров в округе»

Ответ: 3685
Оцените статью
Я решу все!