Сохранение культурной среды – задача не менее существенная, чем сохранение окружающей природы. Если природа необходима человеку для его биологической жизни, то культурная среда столь же необходима для его «духовной оседлости», для его привязанности к родным местам, для его нравственной самодисциплины и социальности. А между тем вопрос о нравственной экологии не только не изучается, он даже и не поставлен нашей наукой как нечто целое и жизненно важное для человека. Изучаются отдельные виды культуры и остатки культурного прошлого, вопросы реставрации памятников и их сохранения, но не изучается нравственное значение и влияние на человека всей культурной среды во всех ее взаимосвязях, <…> сам факт воспитательного воздействия на человека его окружения ни у кого не вызывает ни малейшего сомнения.
…Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саду, который они возделывали, в вещах, которые им принадлежали, – значит, он не любит их. Если человек не любит старые улицы, старые дома, пусть даже и плохонькие, – значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны – он, как правило, равнодушен и к своей стране.
(По Д.С. Лихачёву)
(На основе Цыбулько-2022)
Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова, выделенного во втором (2) абзаце. Определите значение, в котором это слово употреблено в тексте. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
ИСТОРИЯ, -и, ж.
1) Действительность в процессе развития. Законы истории. Диалектика истории.
2) Совокупность наук, изучающих прошлое человеческого общества. Всемирная (всеобщая) и. И. средних веков.
3) чего или какая. Наука о развитии какой-н. области природы, знания. Естественная и. (устар.).
4) чего. Ход событий, совокупность фактов, связанных с кем-, чем-либо. И. первой любви. И. своей жизни.
5) Отдалённое время, с его событиями, происшествиями; прошлое. И. и современность. И. умалчивает.
6) Рассказ, повествование. Поучительная и. Рассказать смешную, страшную историю.
(Задание составлено на основе сборника Цыбулько-2022)
1) Действительность в процессе развития. Законы истории. Диалектика истории. — не подходит (в тексте говорится об истории страны; в этом определении термин «история» используется в более широком, философском смысле)
2) Совокупность наук, изучающих прошлое человеческого общества. Всемирная (всеобщая) и. И. средних веков. — не подходит (в тексте говорится не о каком-то конкретном периоде истории человеческого общества, а об истории отдельной страны, без научной подоплеки)
3) чего или какая. Наука о развитии какой-н. области природы, знания. Естественная и. (устар.). — не подходит (в определении говорится об истории какого-либо человеческого знания, но в тексте имеется в виду история как цепочка событий, которая связана с конкретной страной)
4) чего. Ход событий, совокупность фактов, связанных с кем-, чем-либо. И. первой любви. И. своей жизни. — подходит (в тексте действительно говорится о ходе событий, совокупности фактов, которые связаны с отдельной страной)
5) Отдалённое время, с его событиями, происшествиями; прошлое. И. и современность. И. умалчивает. — не подходит (в этом определении используется более широкое значение данного слова; в тексте нет противопоставления прошлого и будущего, лишь говорится о памятниках истории отдельной страны)
- Рассказ, повествование. Поучительная и. Рассказать смешную, страшную историю. — не подходит (в данном определении слово «история» по смыслу синонимично словам «рассказ», «анекдот», «байка»; в тексте не подразумевается никакого повествования, автор говорит об истории страны)