(1)Ты часто жаловался мне, что тебя «не понимают!». (2)На это даже Гёте и Ньютон не жаловались… (3)Тебя отлично понимают… (4)Если же ты сам себя не понимаешь, то это не вина других.
(5)Уверяю тебя, что, как брат и близкий тебе человек, я тебя понимаю и от всей души тебе сочувствую. (6)Все твои хорошие качества я знаю как свои пять пальцев, ценю их и отношусь к ним с самым глубоким уважением. (7)Я, если хочешь, в доказательство того, что понимаю тебя, могу даже перечислить эти качества. (8)По-моему, ты добр до тряпичности, великодушен, не эгоист, делишься последней копейкой, искренен. (9)Ты чужд зависти и ненависти, простодушен, жалеешь людей и животных, неехиден, незлопамятен, доверчив. (10)Ты одарён свыше тем, чего нет у других: у тебя талант. (11)Этот талант ставит тебя выше миллионов людей, ибо на земле один художник приходится только на два миллиона.
(12)Талант ставит тебя в обособленное положение: будь ты жабой то и тогда бы тебя уважали, ибо таланту всё прощается. (13)Недостаток же у тебя только один. (14)В нём и твоя ложная почва, и твоё горе. (15)Это твоя крайняя невоспитанность. (16)Извини, пожалуйста. (17)Дело в том, что жизнь имеет свои условия. (18)Чтобы чувствовать себя в своей тарелке в интеллигентной среде, чтобы не быть среди неё чужим и самому не тяготиться ею, нужно быть известным образом воспитанным.
(19)Воспитанные люди, по моему мнению, такие.
(20)Они уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы. (21)Живя с кем-нибудь, они не делают из этого одолжения, а уходя, не говорят: «С вами жить нельзя!» (22)Они прощают и шум, и холод, и пережаренное мясо, и остроты, и присутствие в их жилье посторонних.
(23)Они сострадательны не к одним только нищим и кошкам. (24)Они болеют душой и от того, чего не увидишь простым глазом.
(25)Они уважают чужую собственность, а потому и платят долги.
(26)Они чистосердечны и боятся лжи как огня. (27)Не лгут они даже в пустяках. (28)Ложь оскорбительна для слушателя и опошляет в его глазах говорящего. (29)Они не рисуются, держат себя на улице так же, как дома, не пускают пыли в глаза меньшей братии. (30)Они неболтливы и не лезут с откровенностями, когда их не спрашивают. (31)Из уважения к чужим ушам они чаще молчат.
(32)Они не уничижают себя с той целью, чтобы вызвать в другом сочувствие и стремление помочь. (33)Они не играют на струнах чужих душ, чтоб в ответ им вздыхали и нянчились с ними. (34)Они не говорят: «Меня не понимают!»
(35)Они не суетны. (36)Их не занимают такие фальшивые бриллианты, как знакомство со знаменитостями.
(37)Если они имеют в себе талант, то уважают его. (38)Они жертвуют для него покоем, женщинами, вином, суетой.
(39)Таковы воспитанные. (40)Чтобы воспитаться и не стоять ниже уровня среды, в которую попал, недостаточно прочесть Пиквика и вызубрить монолог из Фауста. (41)Тут нужны беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение, штудировка, воля. (42)Тут дорог каждый час.
(По А.П. Чехову*)
* Антон Павлович Чехов (1860-1904) – русский писатель, прозаик, драматург.
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 22–25.
В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.
Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания 26, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке образцами.
«Размышляя о восприятии людьми человека с талантом, повествователь использует такой троп, как (А)_________ («таланту всё прощается» в предложении 12). Стремясь донести до адресата свои мысли в той форме, которая поможет достичь понимания, автор письма использует такое выразительное лексическое средство, как (Б)_________ («болеют душой» в предложении 24, «боятся… как огня» в предложении 26, «не пускают пыли в глаза» в предложении 29). Создать представление о воспитанном человеке автору помогают синтаксическое средство – (В)_________ (в предложениях 20, 22, 29) – и приём – (Г)_________ (предложения 22-26, 32-35)».
Список терминов:
1) сравнение
2) антонимы
3) фразеологизмы
4) синонимы
5) гипербола
6) эпитеты
7) ряды однородных членов предложения
8) анафора
9) парцелляция
(Взято из сборника Цыбулько-2023)
1) сравнение – троп
2) антонимы – лексическое средство
3) фразеологизмы – лексическое средство
4) синонимы – лексическое средство
5) гипербола – троп
6) эпитеты – троп
7) ряды однородных членов предложения – синтаксическое средство
8) анафора – приём
9) парцелляция – приём
А – троп; в предложении 12 использовано словосочетание с преувеличенным значением => (5) гипербола.
(12)Талант ставит тебя в обособленное положение: будь ты жабой то и тогда бы тебя уважали, ибо таланту всё прощается.
Б – лексическое средство; в предложении 24 употреблено устойчивое выражение, которое имеет переносное значение: «болеть душой», означающее «переживать», в предложении 26 – «бояться…как огня», означающее «очень сильно бояться», а также в предложении 29 – «пускать пыль в глаза», означающее «создавать ложное, преувеличенное впечатление» => (3) фразеологизм.
(24)Они болеют душой и от того, чего не увидишь простым глазом.
(26)Они чистосердечны и боятся лжи как огня.
(29)Они не рисуются, держат себя на улице так же, как дома, не пускают пыли в глаза меньшей братии.
В – синтаксическое средство; в предложениях 20, 22, 29 присутствует перечисление определений, дополнений и сказуемых соответственно => (7) ряды однородных членов предложения.
(20)Они уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы.
(22)Они прощают и шум, и холод, и пережаренное мясо, и остроты, и присутствие в их жилье посторонних.
(29)Они не рисуются, держат себя на улице так же, как дома, не пускают пыли в глаза меньшей братии.
Г – приём; предложения 22-23, 25-26, 32-35 одинаково начинаются со слова «они» => (8) анафора.
(22)Они прощают и шум, и холод, и пережаренное мясо, и остроты, и присутствие в их жилье посторонних.
(23)Они сострадательны не к одним только нищим и кошкам. (24)Они болеют душой и от того, чего не увидишь простым глазом.
(25)Они уважают чужую собственность, а потому и платят долги.
(26)Они чистосердечны и боятся лжи как огня
(32)Они не уничижают себя с той целью, чтобы вызвать в другом сочувствие и стремление помочь. (33)Они не играют на струнах чужих душ, чтоб в ответ им вздыхали и нянчились с ними. (34)Они не говорят: «Меня не понимают!»
(35)Они не суетны.