Задача к ЕГЭ по русскому языку на тему «Задачи от Цыбулько» №177

(1)Ты часто жаловался мне, что тебя «не понимают!». (2)На это даже Гёте и Ньютон не жаловались… (3)Тебя отлично понимают… (4)Если же ты сам себя не понимаешь, то это не вина других.

(5)Уверяю тебя, что, как брат и близкий тебе человек, я тебя понимаю и от всей души тебе сочувствую. (6)Все твои хорошие качества я знаю как свои пять пальцев, ценю их и отношусь к ним с самым глубоким уважением. (7)Я, если хочешь, в доказательство того, что понимаю тебя, могу даже перечислить эти качества. (8)По-моему, ты добр до тряпичности, великодушен, не эгоист, делишься последней копейкой, искренен. (9)Ты чужд зависти и ненависти, простодушен, жалеешь людей и животных, неехиден, незлопамятен, доверчив. (10)Ты одарён свыше тем, чего нет у других: у тебя талант. (11)Этот талант ставит тебя выше миллионов людей, ибо на земле один художник приходится только на два миллиона.

(12)Талант ставит тебя в обособленное положение: будь ты жабой то и тогда бы тебя уважали, ибо таланту всё прощается. (13)Недостаток же у тебя только один. (14)В нём и твоя ложная почва, и твоё горе. (15)Это твоя крайняя невоспитанность. (16)Извини, пожалуйста. (17)Дело в том, что жизнь имеет свои условия. (18)Чтобы чувствовать себя в своей тарелке в интеллигентной среде, чтобы не быть среди неё чужим и самому не тяготиться ею, нужно быть известным образом воспитанным.

(19)Воспитанные люди, по моему мнению, такие.

(20)Они уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы. (21)Живя с кем-нибудь, они не делают из этого одолжения, а уходя, не говорят: «С вами жить нельзя!» (22)Они прощают и шум, и холод, и пережаренное мясо, и остроты, и присутствие в их жилье посторонних.

 (23)Они сострадательны не к одним только нищим и кошкам. (24)Они болеют душой и от того, чего не увидишь простым глазом. 

(25)Они уважают чужую собственность, а потому и платят долги.

(26)Они чистосердечны и боятся лжи как огня. (27)Не лгут они даже в пустяках. (28)Ложь оскорбительна для слушателя и опошляет в его глазах говорящего. (29)Они не рисуются, держат себя на улице так же, как дома, не пускают пыли в глаза меньшей братии. (30)Они неболтливы и не лезут с откровенностями, когда их не спрашивают. (31)Из уважения к чужим ушам они чаще молчат.

(32)Они не уничижают себя с той целью, чтобы вызвать в другом сочувствие и стремление помочь. (33)Они не играют на струнах чужих душ, чтоб в ответ им вздыхали и нянчились с ними. (34)Они не говорят: «Меня не понимают!» 

(35)Они не суетны. (36)Их не занимают такие фальшивые бриллианты, как знакомство со знаменитостями. 

(37)Если они имеют в себе талант, то уважают его. (38)Они жертвуют для него покоем, женщинами, вином, суетой. 

(39)Таковы воспитанные. (40)Чтобы воспитаться и не стоять ниже уровня среды, в которую попал, недостаточно прочесть Пиквика и вызубрить монолог из Фауста. (41)Тут нужны беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение, штудировка, воля. (42)Тут дорог каждый час.

(По А.П. Чехову*)

* Антон Павлович Чехов (1860-1904) – русский писатель, прозаик, драматург.


Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 22–25.

В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.

Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания 26, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

«Размышляя о восприятии людьми человека с талантом, повествователь использует такой троп, как (А)_________ («таланту всё прощается» в предложении 12). Стремясь донести до адресата свои мысли в той форме, которая поможет достичь понимания, автор письма использует такое выразительное лексическое средство, как (Б)_________ («болеют душой» в предложении 24, «боятся… как огня» в предложении 26, «не пускают пыли в глаза» в предложении 29). Создать представление о воспитанном человеке автору помогают синтаксическое средство – (В)_________ (в предложениях 20, 22, 29) – и приём – (Г)_________ (предложения 22-26, 32-35)».

Список терминов:

1) сравнение

2) антонимы

3) фразеологизмы

4) синонимы

5) гипербола

6) эпитеты

7) ряды однородных членов предложения

8) анафора

9) парцелляция

(Взято из сборника Цыбулько-2023)

1) сравнение – троп

2) антонимы – лексическое средство

3) фразеологизмы – лексическое средство

4) синонимы – лексическое средство

5) гипербола – троп

6) эпитеты – троп

7) ряды однородных членов предложения – синтаксическое средство

8) анафора – приём

9) парцелляция  – приём

А  – троп; в предложении 12 использовано словосочетание  с преувеличенным значением => (5) гипербола.

(12)Талант ставит тебя в обособленное положение: будь ты жабой то и тогда бы тебя уважали, ибо таланту всё прощается.

Б – лексическое средство; в предложении 24 употреблено устойчивое выражение, которое имеет переносное значение: «болеть душой», означающее «переживать», в предложении 26 – «бояться…как огня», означающее «очень сильно бояться», а также в предложении 29 – «пускать пыль в глаза»,  означающее «создавать ложное, преувеличенное впечатление» => (3) фразеологизм.

(24)Они болеют душой и от того, чего не увидишь простым глазом. 

(26)Они чистосердечны и боятся лжи как огня.

(29)Они не рисуются, держат себя на улице так же, как дома, не пускают пыли в глаза меньшей братии.

В – синтаксическое средство; в предложениях 20, 22, 29 присутствует перечисление определений, дополнений и сказуемых соответственно => (7) ряды однородных членов предложения. 

(20)Они уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы.

(22)Они прощают и шум, и холод, и пережаренное мясо, и остроты, и присутствие в их жилье посторонних.

(29)Они не рисуются, держат себя на улице так же, как дома, не пускают пыли в глаза меньшей братии.

Г – приём; предложения 22-23, 25-26, 32-35 одинаково начинаются со слова «они» => (8) анафора.

(22)Они прощают и шум, и холод, и пережаренное мясо, и остроты, и присутствие в их жилье посторонних.

(23)Они сострадательны не к одним только нищим и кошкам. (24)Они болеют душой и от того, чего не увидишь простым глазом. 

(25)Они уважают чужую собственность, а потому и платят долги.

(26)Они чистосердечны и боятся лжи как огня

(32)Они не уничижают себя с той целью, чтобы вызвать в другом сочувствие и стремление помочь. (33)Они не играют на струнах чужих душ, чтоб в ответ им вздыхали и нянчились с ними. (34)Они не говорят: «Меня не понимают!» 

(35)Они не суетны.

Ответ: 5378
Оцените статью
Я решу все!