Задача к ЕГЭ по русскому языку на тему «Задачи от Цыбулько» №117

(1)Главный воспитатель любого человека – его жизненный опыт. (2)Но в это понятие мы должны включать не только биографию «внешнюю», но и биографию «внутреннюю», неотделимую от усвоения нами опыта человечества через книги.

(3)Событием в жизни Горького было не только то, что происходило в красильне Кашириных, но и каждая прочитанная им книга. (4)Человек, не любящий книгу, несчастен, хотя и не всегда задумывается об этом. (5)Жизнь его может быть наполнена интереснейшими событиями, но он будет лишён не менее важного – сопереживания прочитанному и осмысления его.

(6)Есть люди, которые говорят: «Я читать люблю… только не стихи». (7)Тут кроется неправда: человек, не любящий поэзию, не может по-настоящему любить и прозу, воспитание поэзией – это воспитание вкуса к литературе вообще. (8)Обаяние поэзии более, чем прозы, скрывается не только в мысли и в построении сюжета, но и в самой музыке слова, в интонационных переливах, в метафорах, в тонкости эпитетов. (9)Подлинное прочтение художественного слова (в поэзии и в прозе) подразумевает не бегло почерпнутую информацию, а наслаждение словом, впитывание его всеми нервными клетками, умение чувствовать это слово кожей.

(10)Однажды мне посчастливилось читать композитору Стравинскому стихотворение «Граждане, послушайте меня…». (11)Стравинский слушал, казалось, вполслуха и вдруг на строчке «пальцами растерянно мудря» воскликнул, даже зажмурившись от удовольствия: «Какая вкусная строчка!» (12)Я был поражён, потому что такую неброскую строчку мог отметить далеко не каждый профессиональный поэт.

(13)Я не уверен в том, что существует врождённый поэтический слух, но в том, что такой слух можно воспитать, убеждён.

(14)И я хотел бы, пусть запоздало и не всеобъемлюще, выразить свою глубокую благодарность всем людям в моей жизни, которые воспитывали меня в любви к поэзии. (15)Если бы я не стал профессиональным поэтом, то всё равно до конца своих дней оставался бы преданным читателем поэзии. (16)Мой отец, геолог, писал стихи, мне кажется, талантливые. (17)Он любил поэзию и свою любовь к ней передал мне. (18)Прекрасно читал на память и, если я что-то не понимал, объяснял, но не рационально, а именно красотой чтения, подчёркиванием ритмической, образной силы строк, и не только Пушкина и Лермонтова, но и современных поэтов, упиваясь стихами, особенно понравившимися ему.

(19)В 1949 году мне повезло, когда в редакции газеты «Советский спорт» я встретился с журналистом и поэтом Николаем Тарасовым. (20)Он не только напечатал мои первые стихи, но и просиживал со мной долгие часы, терпеливо объясняя, какая строчка хорошая, какая плохая и почему.

(21)Мне удалось познакомиться с творчеством Ахматовой, Цветаевой, Мандельштама. (22)Однако на стихах, которые я в то время создавал, моё расширявшееся «поэтическое образование» совсем не сказывалось. (23)Как читатель я опередил себя, поэта.

(24)Переломный момент в жизни поэта наступает тогда, когда, воспитанный на поэзии других, он уже начинает воспитывать своей поэзией читателей. (25)«Мощное эхо», вернувшись, может силой возвратной волны сбить поэта с ног, если он недостаточно стоек, или так контузить, что он потеряет слух к поэзии и ко времени. (26)Но такое эхо может и воспитать. (27)Таким образом, поэт будет воспитываться возвратной волной собственной поэзии.

(28)Я резко отделяю читателей от почитателей. (29)Читатель при всей любви к поэту добр, но взыскателен. (30)Таких читателей я находил и в своей профессиональной среде, и среди людей самых различных профессий в разных концах страны. (31)Именно они и были всегда тайными соавторами моих стихов. (32)Я по-прежнему стараюсь воспитывать себя поэзией и теперь часто повторяю строки Тютчева, которого я полюбил в последние годы:

                                Нам не дано предугадать,

                                Как слово наше отзовётся, –

                                И нам сочувствие даётся,

                             Как нам даётся благодать…

(33)Я чувствую себя счастливым, потому что не был обделён этим сочувствием, но иногда мне грустно, потому что я не знаю, сумею ли за него отблагодарить в полной мере.

(34)Мне часто пишут письма начинающие поэты и спрашивают: «Какими качествами нужно обладать, чтобы сделаться настоящим поэтом?» (35)Я никогда не отвечал на этот, как я считал, наивный вопрос, но сейчас попытаюсь, хотя это, может быть, тоже наивно.

(36)Таких качеств, пожалуй, пять.

(37)Первое: надо, чтобы у тебя была совесть, но этого мало, чтобы стать поэтом.

(38)Второе: надо, чтобы у тебя был ум, но этого мало, чтобы стать поэтом.

(39)Третье: надо, чтобы у тебя была смелость, но этого мало, чтобы стать поэтом.

(40)Четвёртое: надо любить не только свои стихи, но и чужие, однако и этого мало, чтобы стать поэтом.

(41)Пятое: надо хорошо писать стихи, но, если у тебя не будет всех предыдущих качеств, этого тоже мало, чтобы стать поэтом, ибо

                                 Поэта вне народа нет,

                                 Как сына нет без отчей тени.

(42)Поэзия, по известному выражению, – это самосознание народа. (43)«Чтобы понять себя, народ и создаёт своих поэтов».
 

(По Е.А. Евтушенко*)

* Евгений Александрович Евтушенко (1932-2017) – советский и российский поэт; получил известность также как прозаик, публицист, режиссёр, сценарист, актёр, чтец-оратор.


Среди предложений 8-13 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи указательного местоимения и форм слова. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

(Взято из сборника Цыбулько 2020 года, вариант 31)

Необходимо найти предложения, связанные с предыдущими при помощи указательного местоимения и форм слова.

Указательные местоимения – это слова, указывающие на предмет, признак или количество, но не называющие их. К указательным местоимениям относятся: «этот», «тот», «такой», «таков», «таковой», «этакий» и др.

Форма слова – варианты одного и того же слова, которые отличаются грамматическими значениями (у существительных меняется падеж или число; у прилагательных – род, число или падеж; у глагола – время, число, лицо или род; местоимение меняется в зависимости от того, какую часть речи заменяет).

«(11)Стравинский слушал, казалось, вполслуха и вдруг на строчке ‟пальцами растерянно мудря” воскликнул, даже зажмурившись от удовольствия: ‟Какая вкусная строчка!” (12)Я был поражён, потому что такую неброскую строчку мог отметить далеко не каждый профессиональный поэт»

Предложение 12 связано с предыдущим с помощью указательного местоимения (слово «такая», относящееся к слову «строчке» из предыдущего предложения), формы слова («строчке»«строчка»«строчку»; одно и то же существительное употреблено в разных падежах). Следовательно, в ответ нужно записать предложение 12.

Ответ: 12
Оцените статью
Я решу все!