Человеческая натура проявляется в разном, но в чём-то, надо полагать, обнаруживается верховное, державное качество человека. Выявить эту главенствующую черту означает постичь сущность человека. Какое качество можно считать специфически человеческим? Есть ли вообще в человеке какое-то внутренне устойчивое ядро?
<…> феномен может быть осмыслен, по-видимому, двояким способом: либо через сопоставление его с другими сущностями или явлениями, либо через раскрытие его собственной уникальной природы. Изучение человека «извне» предполагает осмысление его отношений с природой (космосом), обществом, Богом и самим собой. Приобщение к тайне человека «изнутри» сопряжено с постижением его телесного, эмоционального, нравственного, духовного и социального бытия. Вполне понятно, что эти различные подходы не всегда существуют в идеальном выражении. Они дополняют друг друга, вызывают потребность в выработке общей, синтезирующей позиции.
Религиозно-философское направление рассматривает в качестве высшей ценности Бога. Поэтому тайна человека в этой системе мышления оказывается принципиально непостижимой либо соотнесённой с сущностью божественного. Философы натуралистической ориентации исходят из культа природы, космоса. Человек воспринимается в основном как живое вещество, наделённое рядом отличительных естественных особенностей. Кроме того, многие философы оценивают мир через человека, полагая, что человек – главная ценность мироздания.
(По П.С. Гуревичу, И.Т. Фролову)
В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.
1) ЧЕРТА. Свойство, отличительная особенность. Черты характера. Неприятная ч. в поведении.
2) ЯДРО. Старинный орудийный снаряд в виде шара. Каменное я. Пушечное чугунное я.
3) ПРИРОДА. Места вне городов (поля, леса, горы, водоёмы и т.п.). Любоваться природой. На лоне природы.
4) ПОДХОД. Совокупность приёмов, способов (в воздействии на кого-что-нибудь, в изучении чего-нибудь, в ведении дела). Правильный п. к делу. К человеку надо уметь найти п.
5) ПОЛАГАТЬ. Считать, думать. Полагаю, что он прав. П. целесообразным сделать что-нибудь. Я полагал вас в отъезде (думал, что вы в отъезде). Надо п. (вероятно, может быть).
(Задание взято из банка ФИПИ)
1) ЧЕРТА. Свойство, отличительная особенность. Черты характера. Неприятная ч. в поведении. — подходит (пример из текста («Выявить эту главенствующую черту означает постичь сущность человека») и примеры из определения схожи; речь действительно о ключевом признаке)
2) ЯДРО. Старинный орудийный снаряд в виде шара. Каменное я. Пушечное чугунное я. — не подходит (в определении речь о боеприпасе, в тексте же слово употреблено в переносном значении и означает суть чего-то; подходит значение «Глубинная сущностная часть чего-н., основа, суть. Я. теории, учения»)
3) ПРИРОДА. Места вне городов (поля, леса, горы, водоёмы и т.п.). Любоваться природой. На лоне природы. — не подходит (в определении речь об окружающем мире, в тексте же слово употреблено в переносном значении и означает сущность чего-то; подходит значение «Сущность, основное свойство чего-л. П. атома. П. космических лучей»)
4) ПОДХОД. Совокупность приёмов, способов (в воздействии на кого-что-нибудь, в изучении чего-нибудь, в ведении дела). Правильный п. к делу. К человеку надо уметь найти п. — подходит (пример из текста («…эти различные подходы не всегда существуют в идеальном выражении») и примеры из определения схожи; речь действительно о системе приёмов)
5) ПОЛАГАТЬ. Считать, думать. Полагаю, что он прав. П. целесообразным сделать что-нибудь. Я полагал вас в отъезде (думал, что вы в отъезде). Надо п. (вероятно, может быть). — подходит (пример из текста («…оценивают мир через человека, полагая, что человек – главная ценность мироздания») и примеры из определения схожи; слово «полагая» в тексте действительно можно заменить на «считая»)