Установите соответствие между предложениями и названиями изобразительно-выразительных средств языка, которые употреблены в них: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
А) Сосны горного обрыва сливались в тёмную опушку и чернели, как горб спящего зверя…
(И.А. Бунин)
Б) Он захватил алюминиевую ложку с перекрученным стеблем. Сел лицом к окну. Вяло начал есть.
(С.Д. Довлатов)
В) И с отвращением читая жизнь мою,
Я трепещу, и проклинаю,
И горько жалуюсь, и горько слёзы лью,
Но строк печальных не смываю.
(А.С. Пушкин)
Г) Сумрак тихий, сумрак сонный,
Лейся в глубь моей души.
(Ф.И. Тютчев)
Д) Вот оно, моё стадо рыжее!
Кто ж воспеть его лучше мог?
Вижу, вижу, как сумерки лижут
Следы человечьих ног.
(С.А. Есенин)
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА
1) многосоюзие
2) вопросно-ответная форма изложения
3) литота
4) парцелляция
5) ассонанс
6) сравнение
7) риторическое обращение
8) эпифора
9) риторический вопрос
(ЕГКР 18.03.2025, вариант 2)
А-6. Сравнение. В предложенном фрагменте форма опушки, которую образовали горные сосны, сопоставляется с горбом зверя; также используется сравнительный союз «КАК».
Сосны горного обрыва сливались в тёмную опушку и чернели, как горб спящего зверя…
Б-4. Парцелляция. В данном случае происходит дробление единой мысли на несколько самостоятельных частей, графически выделенных как самостоятельные предложения. Однородные сказуемые (захватил, сел, начал есть) находятся в разных предложениях.
Он захватил алюминиевую ложку с перекрученным стеблем. Сел лицом к окну. Вяло начал есть.
В-1. Многосоюзие. Перед нами ряд однородных членов: сказуемые соединены при помощи повторяющихся союзов «И». Это подчёркивает единство перечисления.
И с отвращением читая жизнь мою,
Я трепещу, и проклинаю,
И горько жалуюсь, и горько слёзы лью,
Но строк печальных не смываю.
Г-7. Риторическое обращение. Лирический герой обращается к условному адресату – сумрак не может участвовать в диалоге.
Сумрак тихий, сумрак сонный,
Лейся в глубь моей души.
Д-9. Риторический вопрос. Вторая строка стихотворения представляет собой вопрос, не требующий ответа (привлекает внимание к описываемой ситуации). Обратите внимание: это не вопросно-ответная форма изложения, так как в третьей и четвёртой строчках нет ответа на вопрос – представленная мысль не связана с его содержанием.
Вот оно, моё стадо рыжее!
Кто ж воспеть его лучше мог?
Вижу, вижу, как сумерки лижут
Следы человечьих ног.