Установите соответствие между предложениями и названиями изобразительно-выразительных средств языка, которые употреблены в них: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
А) Вот уж целый год прошёл, как Вы изволили поселиться по соседству со мной, мелким человечком, а я всё ещё не знаю Вас, а Вы меня, стрекозу жалкую, не знаете.
(А.П. Чехов)
Б) Какая тишина царила кругом!
(И.А. Бунин)
В) Грустя, и плача, и смеясь, звенят ручьи моих стихов.
(А.А. Блок)
Г) Мир стал живым и безопасным, как на холсте.
(С.Д. Довлатов)
Д) О чём ты воешь, ветр ночной?
(Ф.И. Тютчев)
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА
1) многосоюзие
2) анафора
3) литота
4) риторическое обращение
5) эпифора
6) сравнение
7) ассонанс
8) риторическое восклицание
9) метонимия
(ЕГКР 18.03.2025, вариант 5)
А-3. Литота. В предложенном фрагменте есть преуменьшение: человек сравнивает себя с маленьким насекомым, как бы желая подчеркнуть свою незначительность.
Вот уж целый год прошёл, как Вы изволили поселиться по соседству со мной, мелким человечком, а я всё ещё не знаю Вас, а Вы меня, стрекозу жалкую, не знаете.
Б-8 Риторическое восклицание. Перед нами предложение, оканчивающееся восклицательным знаком и передающее восторг лирического героя. Обратите внимание: в этом фрагменте присутствует дополнительное языковое средство – восклицательная частица «КАКАЯ» (по заявлению составителей, риторическое восклицание в дополнение к интонации обязательно сопровождается теми или иными языковыми средствами выражения).
Какая тишина царила кругом!
В-1. Многосоюзие. Перед нами ряд однородных членов: обстоятельства, выраженные одиночными деепричастиями, соединены при помощи повторяющихся союзов «И». Это подчёркивает единство перечисления.
Грустя, и плача, и смеясь, звенят ручьи моих стихов.
Г-6. Сравнение. В предложенном фрагменте изменения в окружающем мире сопоставляются с картиной, написанной на холсте; также используется сравнительный союз «КАК».
Мир стал живым и безопасным, как на холсте.
Д-4. Риторическое обращение. Лирический герой обращается к условному адресату – ветр (ветер) не может участвовать в диалоге.
О чём ты воешь, ветр ночной?