Задача к ЕГЭ по русскому языку на тему «Задачи от Дощинского» №43

Установите соответствие между предложениями и названиями изобразительно-выразительных средств языка, которые употреблены в них: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) Перед ненастьем горы задумывались, по вечерам они окрашивались розовым отблеском, зимой одевались в белую… шубу, а весной покрывались… нарядом.

(Д.Н. Мамин-Сибиряк)

Б) Сохач верил, что горы разговаривают между собой, и он сам слышал глухой гул от этих разговоров, особенно когда прокатится буйная молодая гроза, вся радостная, сверкающая, полная таинственной силы.

(Д.Н. Мамин-Сибиряк)

В) Недаром помнит вся Россия

     Про день Бородина!

(М.Ю. Лермонтов)

Г) Умрёмте ж под Москвой,

    Как наши братья умирали!

(М.Ю. Лермонтов)

Д) И назовёт меня всяк сущий в ней язык,

     И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой

     Тунгус, и друг степей калмык.

(А.С. Пушкин)

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА

1) риторическое обращение

2) многосоюзие

3) ассонанс

4) сравнение

5) метонимия

6) литота

7) эпитет

8) синтаксический параллелизм

9) эпифора

(Взято из сборника Дощинского-2025, 36 вар.)

А-8. Синтаксический параллелизм. В частях бессоюзного сложного предложения соблюдается одинаковая структура: обстоятельство времени предшествует грамматической основе. Внутри второй части сложного предложения также соблюдается заявленная структура: обстоятельство времени («зимой», «летом») предшествует сказуемому («одевались», «покрывались»).

Перед ненастьем горы задумывались, по вечерам они окрашивались розовым отблеском, зимой одевались в белую… шубу, а весной покрывались… нарядом.

Б-7. Эпитет. В данном фрагменте используются яркие, образные определения. Обратите внимание: определения «буйная», «молодая», «радостная», «сверкающая», «полная таинственной силы» никак не выделены, однако другие средства не подходят. 

Сохач верил, что горы разговаривают между собой, и он сам слышал глухой гул от этих разговоров, особенно когда прокатится буйная молодая гроза, вся радостная, сверкающая, полная таинственной силы.

В-5. Метонимия. Перед нами перенос значения по смежности: под Россией подразумеваются люди, граждане страны, а сочетание «день Бородина» указывает на историческое событие – Бородинское сражение, но вместо названия сражения мы чаще говорим просто Бородино, то есть называем населённый пункт, возле которого это сражение состоялось (село Бородино).

Недаром помнит вся Россия

Про день Бородина!

Г-4. Сравнение. В предложенном фрагменте долг перед Родиной, который люди отдавали в Бородинской битве, сравнивается с героизмом, проявленным соотечественниками в других сражениях; также используется сравнительный союз «КАК».

Умрёмте ж под Москвой,

Как наши братья умирали!

Д-2. Многосоюзие. Перед нами ряд однородных членов: однородные соединены при помощи повторяющихся союзов «‎И»‎. Это подчёркивает единство перечисления.

Обратите внимание: в этом предложении есть словосочетание «всяк сущий в ней язык», которое содержит метонимию: под словом «язык» подразумевается народ, а фраза «всяк сущий в ней язык» подразумевает совокупность разных народов таким образом Пушкин показывает, что о поэте будут знать абсолютно все (= все народы, говорящие на разных языках); однако никакой другой вариант, кроме метонимии, не подойдёт для пункта В (к тому же это средство выразительности всегда маркируется), то есть этот термин уже «занят» → методом исключения приходим к правильному ответу.

И назовёт меня всяк сущий в ней язык,

И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой

Тунгус, и друг степей калмык.

Ответ: 87542
Оцените статью
Я решу все!