Задача к ЕГЭ по русскому языку на тему «Задачи от Дощинского» №42

Установите соответствие между предложениями и названиями изобразительно-выразительных средств языка, которые употреблены в них: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) Перед ненастьем горы задумывались, к ветру по вечерам они окрашивались розовым отблеском, зимой одевались в белую… шубу, а весной покрывались… нарядом.

(Д.Н. Мамин-Сибиряк)

Б) Познай, где свет, – поймёшь, где тьма.

(А.А. Блок)

В) И искусство, выросшее в этой сегодняшней реальности, разве может не быть фантастическим?

(Е.И. Замятин)

Г) Ведь были ж схватки боевые, 

     Да, говорят, ещё какие!

(М.Ю. Лермонтов)

Д) Не пропадёт ваш скорбный труд 

     И дум высокое стремленье.

(А.С. Пушкин)

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА

1) эпифора

2) вопросно-ответная форма изложения

3) антитеза

4) метонимия

5) литота

6) риторический вопрос

7) риторическое восклицание

8) эпитет

9) олицетворение

(Взято из сборника Дощинского-2025, 36 вар.)

А-9. Олицетворение. Мы видим, что неодушевлённый объект уподобляется живому существу: горам приписываются действия, которые может совершить человек.

Перед ненастьем горы задумывались, к ветру по вечерам они окрашивались розовым отблеском, зимой одевались в белую… шубу, а весной покрывались… нарядом.

Б-3. Антитеза. В приведённом предложении сопоставляются логически противоположные понятия: свет (= всё хорошее, достойное внимания) и тьма (= всё плохое, ненужное, «пустое») . 

Познай, где свет, – поймёшь, где тьма.

В-6. Риторический вопрос. Предложение представляет собой вопрос, не требующий ответа (наталкивает на размышления). Обратите внимание: в этом предложении есть словосочетание «выросшее искусство», которое похоже на олицетворение; однако никакой другой вариант, кроме олицетворения, не подойдёт для пункта А → методом исключения приходим к правильному ответу. Важно: это не вопросно-ответная форма изложения (так как отсутствует ответ на поставленный вопрос).

И искусство, выросшее в этой сегодняшней реальности, разве может не быть фантастическим?

Г-7. Риторическое восклицание. Перед нами отрывок стихотворения, оканчивающийся восклицательным знаком и передающий восхищение мастерством солдат, которое они показывали в сражениях. Обратите внимание: в этом фрагменте присутствуют дополнительные языковые средства – усилительная частица «ВЕДЬ» и восклицательное междометие «ДА» (по заявлению составителей, риторическое восклицание в дополнение к интонации обязательно сопровождается теми или иными языковыми средствами выражения). 

Ведь были ж схватки боевые, 

Да, говорят, ещё какие!

Д-8. Эпитет. В данном фрагменте используются яркие, образные определения. Обратите внимание: прилагательные «скорбный» и «высокое» никак не выделены, однако другие средства не подходят. 

Не пропадёт ваш скорбный труд 

И дум высокое стремленье.

Ответ: 93678
Оцените статью
Я решу все!