Установите соответствие между предложениями и названиями изобразительно-выразительных средств языка, которые употреблены в них: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
А) Перед ненастьем горы задумывались, к ветру по вечерам они окрашивались розовым отблеском, зимой одевались в белую… шубу, а весной покрывались… нарядом.
(Д.Н. Мамин-Сибиряк)
Б) Познай, где свет, – поймёшь, где тьма.
(А.А. Блок)
В) И искусство, выросшее в этой сегодняшней реальности, разве может не быть фантастическим?
(Е.И. Замятин)
Г) Ведь были ж схватки боевые,
Да, говорят, ещё какие!
(М.Ю. Лермонтов)
Д) Не пропадёт ваш скорбный труд
И дум высокое стремленье.
(А.С. Пушкин)
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА
1) эпифора
2) вопросно-ответная форма изложения
3) антитеза
4) метонимия
5) литота
6) риторический вопрос
7) риторическое восклицание
8) эпитет
9) олицетворение
(Взято из сборника Дощинского-2025, 36 вар.)
А-9. Олицетворение. Мы видим, что неодушевлённый объект уподобляется живому существу: горам приписываются действия, которые может совершить человек.
Перед ненастьем горы задумывались, к ветру по вечерам они окрашивались розовым отблеском, зимой одевались в белую… шубу, а весной покрывались… нарядом.
Б-3. Антитеза. В приведённом предложении сопоставляются логически противоположные понятия: свет (= всё хорошее, достойное внимания) и тьма (= всё плохое, ненужное, «пустое») .
Познай, где свет, – поймёшь, где тьма.
В-6. Риторический вопрос. Предложение представляет собой вопрос, не требующий ответа (наталкивает на размышления). Обратите внимание: в этом предложении есть словосочетание «выросшее искусство», которое похоже на олицетворение; однако никакой другой вариант, кроме олицетворения, не подойдёт для пункта А → методом исключения приходим к правильному ответу. Важно: это не вопросно-ответная форма изложения (так как отсутствует ответ на поставленный вопрос).
И искусство, выросшее в этой сегодняшней реальности, разве может не быть фантастическим?
Г-7. Риторическое восклицание. Перед нами отрывок стихотворения, оканчивающийся восклицательным знаком и передающий восхищение мастерством солдат, которое они показывали в сражениях. Обратите внимание: в этом фрагменте присутствуют дополнительные языковые средства – усилительная частица «ВЕДЬ» и восклицательное междометие «ДА» (по заявлению составителей, риторическое восклицание в дополнение к интонации обязательно сопровождается теми или иными языковыми средствами выражения).
Ведь были ж схватки боевые,
Да, говорят, ещё какие!
Д-8. Эпитет. В данном фрагменте используются яркие, образные определения. Обратите внимание: прилагательные «скорбный» и «высокое» никак не выделены, однако другие средства не подходят.
Не пропадёт ваш скорбный труд
И дум высокое стремленье.