Задача к ЕГЭ по русскому языку на тему «Задачи от Дощинского» №368

(1)Лоция – это, по сути, карта движения корабля, без которой запутаешься, заплывёшь не туда, а то и на рифы наткнёшься… (2)Нужен хороший лоцман с надёжной лоцией.

(3)Это Иоганн Генрих Песталоцци. (4)Гений. (5)Автор открытий в педагогике.

(6)Тут ведь вот какая история. (7)Если открытие делает физик, химик или психолог – мы с уважением говорим: «Это открытие!» (8)Если что-то открывает педагог, мы вздыхаем: «Ну, да, это его мнение». (9)Откуда такое неуважение к открытиям знаменитых педагогов – не знаю.

(10)Имя Песталоцци известно, в общем, всем. (11)Все знают, что был такой педагог. (12)Открытия его – почти никому.

(13)Главное открытие Песталоцци – это метод природосоответствия. (14)Метод, который могут использовать и учителя в школе, и родители. (15)В чём его суть? (16)Песталоцци считал, что, прежде чем учить ребёнка, его необходимо изучить. (17)Понимаете? (18)Не объяснять ему сразу, сколько будет дважды два, а изучить: понять его суть, его интересы, его увлечения.

(19)Что значит: ребёнок выбрал свою дорогу? (20)Тот путь, который соответствует его природе. (21)Это и есть метод природосоответствия Песталоцци. (22)Нельзя учить всех всему – бессмысленное дело. (23)Нужно изучить ребёнка, понять – обязательно вместе с ним! – к каким наукам или ремёслам лежит его душа, и развивать именно это.

(24)За последнее время проведено большое количество разных исследований на тему: какие навыки необходимы человеку XXI века, чтобы принести пользу себе и обществу. (25)Понятно, что результаты разных исследований различны. (26)Но в целом есть три позиции. (27)Первая – умение «креативить». (28)Вторая – умение работать в коллективе. (29)Третья – умение объективно оценивать себя. (30)Мы никак не можем понять, что сегодня, в эпоху, когда количество гаджетов на земле превышает количество людей, вызубренные знания пользы не приносят. (31)Бессмысленно учить человека тому, что можно узнать одним кликом. (32)Знания необходимы лишь как повод для творчества.

(33)Иоганн Генрих Песталоцци знал это задолго до эпохи гаджетов, ещё в конце XVIII века. (34)В школах Песталоцци учились сироты, дети из бедных семей. (35)И педагог прекрасно понимал, что они вряд ли когда-нибудь поднимутся по социальной лестнице, но даже у них он старался найти призвание (хотя и слова-то такого в ту пору не существовало): сделать так, чтобы молодой человек занимался тем, к чему лежит его душа.

(36)Ещё Песталоцци открыл принцип элементарного воспитания. (37)Что это такое? (38)Приведу его любимый пример. (39)Песталоцци спрашивал: «Что такое вода?» (40)Как правило, отвечали: «Жидкость». (41)А лёд? (42)А снег? (43)А туман? (44)Нет, вода – это явление природы, она бывает разной. (45)Рассказав про воду – пример элементарный, – можно переходить к человеку. (46)И тогда Песталоцци говорил, ребёнку: «Ты тоже явление природы, как и вода, значит, ты тоже можешь быть разным. (47)И этого не стоит бояться. (48)Это нормально».

(По А.М. Максимову*)

* Андрей Маркович Максимов (род. в 1959 г.) – российский публицист, драматург, режиссёр, телеведущий, член Академии российского телевидения, лауреат национальной премии «ТЭФИ».


Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 22-25. 

В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру. 

Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ №1 справа от номера задания 26, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

«Рассуждая о навыках, необходимых современному человеку, и актуальности открытий Песталоцци в наше время, автор использует такие приёмы, как (А)_________ (в предложениях 7, 39), (Б)_________ (в предложениях 27-29) и (В)_________ (в предложениях 15, 16 и 19, 20). Всё это помогает понять ход мысли автора. А лексическое средство – (Г)_________ (“лежит… душа” в предложении 35) – показывает важность интересов ребёнка для великого педагога».

Список терминов:

1) эпифора

2) вопросно-ответная форма изложения

3) фразеологизм

4) метафора

5) ряды однородных членов предложения

6) сравнение

7) цитирование

8) эпитет

9) синтаксический параллелизм

(Взято из сборника Дощинского-2024)

«Рассуждая о навыках, необходимых современному человеку, и актуальности открытий Песталоцци в наше время, автор использует такие приёмы, как (А)_________ (в предложениях 7, 39), (Б)_________ (в предложениях 27-29) и (В)_________ (в предложениях 15, 16 и 19, 20). Всё это помогает понять ход мысли автора. А лексическое средство – (Г)_________ (“лежит…душа” в предложении 35) – показывает важность интересов ребёнка для великого педагога».

Список терминов:

1) эпифора – приём

2) вопросно-ответная форма изложения – приём

3) фразеологизм – лексическое средство

4) метафора – троп

5) ряды однородных членов предложения – синтаксическое средство

6) сравнение – троп

7) цитирование – приём

8) эпитет – троп

9) синтаксический параллелизм – приём

А — приём; в предложениях 7, 39 автор приводит слова других людей (дословные выдержки, которые заключены в кавычки) => (7) цитирование

(7)Если открытие делает физик, химик или психолог – мы с уважением говорим: «Это открытие!» 

(39)Песталоцци спрашивал: «Что такое вода?»

Б — приём; предложения 27-29 имеют сходное синтаксическое строение (подлежащее и сказуемое выражены числительным и существительным соответственно, а за ними следует несогласованное определение, выраженное инфинитивом) => (9) синтаксический параллелизм

(27)Первая – умение «креативить». (28)Вторая – умение работать в коллективе. (29)Третья – умение объективно оценивать себя.

В — приём; в предложениях 15 и 19 автор задает вопросы, а затем в предложениях 16 и 20 отвечает на них => (2) вопросно-ответная форма изложения

(15)В чём его суть? (16)Песталоцци считал, что, прежде чем учить ребёнка, его необходимо изучить.

(19)Что значит: ребёнок выбрал свою дорогу? (20)Тот путь, который соответствует его природе.

Г — лексическое средство; в предложении 35 автор использует устойчивое образное выражение, в котором нельзя заменить слова без потери смысла (душа лежит = склонность к чему-то) => (3) фразеологизм

(35)И педагог прекрасно понимал, что они вряд ли когда-нибудь поднимутся по социальной лестнице, но даже у них он старался найти призвание (хотя и слова-то такого в ту пору не существовало): сделать так, чтобы молодой человек занимался тем, к чему лежит его душа.

Ответ: 7923
Оцените статью
Я решу все!