Задача к ЕГЭ по русскому языку на тему «Задачи от Дощинского» №27

Установите соответствие между предложениями и названиями изобразительно-выразительных средств языка, которые употреблены в них: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) — Но надо же, Стёпа, лечиться.

     — Лечусь, но под нож не хочу!

(М.В. Палиевский)

Б) …Весна была голодная и злая…

(М.В. Палиевский)

В) Это пела тоненькая скрипка.

Г) Осень сорок первого!

     Продержись чуть-чуть,

     Ну, а там, наверное,

     Можно и вздохнуть…

(М.В. Палиевский)

Д) И стройный. И молодой. И красивый.

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА

1) эпифора

2) эпитет

3) вопросно-ответная форма изложения

4) парцелляция

5) метафора

6) бессоюзие

7) риторическое обращение

8) олицетворение

9) риторическое восклицание

(Взято из сборника Дощинского-2025, 50 вар.)

А-5. Метафора. Перед нами перенос значения по сходству: лечь под нож = сделать операцию (под ножом подразумевается скальпель, с помощью которого хирург совершает оперативное вмешательство). Обратите внимание: это не вопросно-ответная форма изложения (так как вопросительного предложения нет) // не риторическое обращение (Стёпа – конкретный человек) // не риторическое восклицание, а обычное (кроме интонации, нет дополнительных языковых средств, например, восклицательных частиц и междометий). 

— Но надо же, Стёпа, лечиться.

— Лечусь, но под нож не хочу!

Б-8. Олицетворение. Мы видим, что явление уподобляется живому существу: весне приписывается то, что характерно для человека/зверя (время года не может чувствовать голод/злиться). Обратите внимание: обычно олицетворение выражается с помощью глаголов, но иногда используются прилагательные. Может показаться, что перед нами эпитеты, однако, во-первых, это средство представлено в следующем пункте (яркое прилагательное намеренно подчёркнуто), а во-вторых, в данном случае прослеживается именно наделение неодушевлённого объекта свойствами живых существ

…Весна была голодная и злая

В-2. Эпитет. В данном предложении используется яркое, образное определение. Обратите внимание: составители не просто так выделили прилагательное полужирным шрифтом – в приведённом предложении также представлено олицетворение («скрипка пела») → анализировать необходимо именно промаркированное слово, в нём «заложено» средство выразительности, в таком случае получится верно выполнить задание методом исключения (к олицетворению следует отнести пример из предыдущего пункта). 

Это пела тоненькая скрипка.

Г-7. Риторическое обращение. Лирический герой обращается к условному адресату – осень не может участвовать в диалоге. Обратите внимание: во-первых, обращение может не только выделяться запятой, но и отделяться восклицательным знаком; во-вторых, это не риторическое восклицание, поскольку, по заявлению составителей, оно в дополнение к интонации обязательно сопровождается теми или иными языковыми средствами выражения (восклицательными междометиями, частицами и т.п.), чего в данном случае не наблюдается (кроме того, есть глагол в повелительном наклонении («продержись»), указывающий на обращение). 

Осень сорок первого!

Продержись чуть-чуть,

Ну, а там, наверное,

Можно и вздохнуть…

Д-4. Парцелляция. В данном случае происходит дробление единой мысли на несколько самостоятельных частей, графически выделенных как самостоятельные предложения: однородные члены, соединённые повторяющимися союзами «И», вынесены в отдельные предложения

И стройный. И молодой. И красивый.

Ответ: 58274
Оцените статью
Я решу все!