Найдите предложения, в которых запятая(-ые) ставится(-ятся) в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1)Книги Януша Корчака издаются и переводятся, его учительские заветы живы во всемирной педагогике. (2)Гибель великого педагога, ставшая высоким примером непредательства и защиты детства, служит образцом учительской и просто человеческой чести. (3)Из книг Корчака дети лучше всего знают сказочные повести о короле Матиуше, а взрослые – труд под названием «Как любить ребёнка». (4)Однако в его сочинениях есть одна удивительная вещь, которая предназначена сразу и для детей, и для взрослых. (5)Книжка эта называется «Правила жизни». (6)Она действительно объясняет, как жить правильно. (7)Как жить, по возможности избегая глупостей и выбирая краткий путь между двумя точками в порой непроходимом житейском лесу. (8)Согласитесь: когда мы ищем ответы на эти вопросы, часто тратим силы и разум там, где можно было бы обойтись умным советом любящего тебя человека, который и сам немало набил шишек и синяков в поиске правильного пути.
(По А.А. Лиханову)
(Взято из сборника Дощинского-2025, 50 вар.)
(1)Книги Януша Корчака издаются и переводятся, его учительские заветы живы во всемирной педагогике. — запятая в бессоюзном сложном предложении (перед нами две грамматические основы: «книги издаются, переводятся»; «заветы живы»; они соединены только интонацией (союзы отсутствуют))
(2)Гибель великого педагога, ставшая высоким примером непредательства и защиты детства, служит образцом учительской и просто человеческой чести. — запятые при согласованном обособленном определении (причастном обороте) (гибель великого педагога (какая?), ставшая высоким примером непредательства и защиты детства)
(3)Из книг Корчака дети лучше всего знают сказочные повести о короле Матиуше, а взрослые – труд под названием «Как любить ребёнка». — запятая в сложносочинённом предложении (перед нами две грамматические основы: «дети знают»; «взрослые» (предложение является неполным, сказуемое «знают» опущено, на его месте стоит тире); они соединены с помощью сочинительного противительного союза «А»);
(4)Однако в его сочинениях есть одна удивительная вещь, которая предназначена сразу и для детей, и для взрослых. — запятая в сложноподчинённом предложении (перед нами две грамматические основы: «одна вещь есть»; «которая предназначена»; они соединены при помощи союзного слова «КОТОРАЯ»: вещь (какая?), которая предназначена сразу и для детей, и для взрослых); запятая при однородных членах предложения («(для) детей», «(для) взрослых» являются однородными, они соединены при помощи повторяющегося союза «И» => по правилу запятая ставится после первого однородного)
(6)Она действительно объясняет, как жить правильно. — запятая в сложноподчинённом предложении (перед нами две грамматические основы: «она объясняет»; «жить»; они соединены при помощи союзного слова «КАК»: объясняет (что именно?), как жить правильно)
(7)Как жить, по возможности избегая глупостей и выбирая краткий путь между двумя точками в порой непроходимом житейском лесу. — запятая при обособленном обстоятельстве (деепричастном обороте) (жить (что делая?), по возможности избегая глупостей и (что делая?) выбирая краткий путь между двумя точками в порой непроходимом житейском лесу (деепричастные обороты являются однородными))
(8)Согласитесь: когда мы ищем ответы на эти вопросы, часто тратим силы и разум там, где можно было бы обойтись умным советом любящего тебя человека, который и сам немало набил шишек и синяков в поиске правильного пути. — запятые в сложноподчинённом предложении (нас интересуют четыре грамматические основы: «мы ищем»; «тратим»; «можно было бы обойтись»; «который набил»; первое и второе предложения соединены при помощи подчинительного союза «КОГДА» (придаточная часть предшествует главной): тратим силы и разум (в какой момент? когда?), когда мы ищем ответы на эти вопросы; второе и третье связаны союзным словом «ГДЕ»: там (где именно?), где можно было бы обойтись умным советом любящего тебя человека; третье и четвёртое соединены союзным словом «КОТОРЫЙ»: человека (какого?), который и сам немало набил шишек и синяков в поиске правильного пути)
(По А.А. Лиханову)
1 – запятая в бессоюзном сложном предложении
2 – запятые при согласованном обособленном определении (причастном обороте)
3 – запятая в сложносочинённом предложении
4 – запятая в сложноподчинённом предложении; запятая при однородных членах предложения
6 – запятая в сложноподчинённом предложении
7 – запятые при обособленном обстоятельстве (деепричастном обороте)
8 – запятые в сложноподчинённом предложении