Задача к ЕГЭ по русскому языку на тему «Задачи от Дощинского» №241

Найдите предложения, в которых тире ставится(-ятся) в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)Константин Дмитриевич Ушинский родился в 1824 году в семье мелкопоместного дво­рянина – ветерана войны 1812 года. (2)До двенадцати лет воспитанием и образованием Ушинского занималась мать – Любовь Степановна; в гимназию он поступил только по­сле её смерти, в 1836 году, и благодаря хорошей подготовке был принят сразу в третий класс. (3)В студенческие годы Ушинский выработал для себя жизненные правила: сохра­нять спокойствие, действовать обдуманно, не лгать, не хвастать, «не проводить времени бессознательно». (4)Каждый случай отступления от правил он фиксировал в своём днев­нике. (5)В 1846 году 22-летнего Ушинского пригласили в Ярославский Демидовский ли­цей и приняли на профессорскую должность – на заведующего кафедрой законоведения. (6)Один из основных трудов Ушинского – «Педагогическая антропология», а подзаголо­вок этой книги – «Человек как предмет воспитания».

(Взято из сборника Дощинского-2025, 50 вар.)

(1)Константин Дмитриевич Ушинский родился в 1824 году в семье мелкопоместного дворянина – ветерана войны 1812 года. тире при приложении (грамматическая основа: «Константин Дмитриевич Ушинский родился»; дворянина (а именно?)ветерана войны 1812 года => происходит пояснение существительного («дворянина») другим существительным («ветерана»); важно! это не подлежащее со сказуемым, так как слова стоят в Р.п.)

(2)До двенадцати лет воспитанием и образованием Ушинского занималась матьЛюбовь Степановна; в гимназию он поступил только после её смерти, в 1836 году, и благодаря хорошей подготовке был принят сразу в третий класс. тире при приложении (грамматическая основа: «мать занималась»; мать (а именно?) – Любовь Степановна => происходит пояснение существительного («мать») другим существительным (именем собственным) («Любовь Степановна»); важно! это не подлежащее со сказуемым, так как сказуемое в предложении уже есть («занималась»))

(5)В 1846 году 22-летнего Ушинского пригласили в Ярославский Демидовский лицей и приняли на профессорскую должность – заведующего кафедрой законоведения. тире при приложении (грамматическая основа: «пригласили, приняли»; на должность (какую именно?)заведующего кафедрой законоведения => происходит пояснение существительного («должность») другим (субстантивированным) существительным («заведующего»); важно! это не подлежащее со сказуемым, так как слова стоят не в И.п.)

(6)Один из основных трудов Ушинского – «Педагогическая антропология», а подзаголовок этой книги – «Человек как предмет воспитания». тире между подлежащим и сказуемым (грамматические основы: «один из трудов – “Педагогическая антропология”», «подзаголовок – “Человек как предмет воспитания”»; сначала стоит нечленимое словосочетание с существительным («один из трудов»), далее нет привычного сказуемого, выраженного глаголом и т.д., однако есть другое нечленимое словосочетание с существительным (“Педагогическая антропология”) => по правилу между ними ставится тире; рассмотрим вторую основу: перед нами существительное в Им.п. («подзаголовок»), далее нет привычного сказуемого, выраженного глаголом и т.д., однако есть нечленимое словосочетание с существительным (“Человек как предмет воспитания”); важно! это не приложения, поскольку в предложении нет других грамматических основ)

1 – тире при приложении 

2 – тире при приложении 

5 – тире при приложении 

6 – тире между подлежащим и сказуемым

Ответ: 125
Оцените статью
Я решу все!