Расставьте знаки препинания: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
История Новгорода долгое время изучалась только по письменным источникам (1) среди которых были обширные летописные своды и житийная литература (2) и (3) хотя этот древнерусский город сохранил огромное число памятников зодчества и монументальной живописи (4) до рубежа XIX-XX веков их исследовали только искусствоведы вне контекста общего исторического течения.
(Взято из сборника Дощинского-2024)
Грамматические основы
Союзы
Придаточные части выделены разными цветами
История Новгорода долгое время изучалась только по письменным источникам (,) среди которых были обширные летописные своды и житийная литература (,) и (,) хотя этот древнерусский город сохранил огромное число памятников зодчества и монументальной живописи (,) до рубежа XIX-XX веков их исследовали только искусствоведы вне контекста общего исторического течения.
В предложении 4 грамматические основы: «история изучалась»; «своды, литература были»; «город сохранил»; «исследовали искусствоведы».
Запятые в цифрах 1 и 2 ставятся, так как выделяют придаточную часть с «КОТОРЫХ»: по письменным источникам (каким?), среди которых были обширные летописные своды и житийная литература.
Запятая в цифре 2 разделяет две грамматические основы, которые соединены сочинительным союзом «И»: «история изучалась»; «исследовали искусствоведы» (сложносочинённое предложение).
Запятая в цифре 3 (на стыке союзов «И», «ХОТЯ») ставится, так как далее есть свободное предложение, куда можно перенести первый союз из пары – «И» («и до рубежа XIX-XX веков их исследовали только искусствоведы вне контекста общего исторического течения»).
Запятые в цифрах 3 и 4 ставятся, так как выделяют придаточную часть с «ХОТЯ»: исследовали только искусствоведы вне контекста общего исторического течения (несмотря на что?), хотя этот древнерусский город сохранил огромное число памятников зодчества и монументальной живописи.