Установите соответствие между предложениями и названиями изобразительно-выразительных средств языка, которые употреблены в них: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
A) Есть у России лишь одна дорога…
(М.В. Палиевский)
Б) …И от горькой обиды крапива
Укусила девчонку в сердцах.
(М.В. Палиевский)
B) Всё дальше и дальше уходит война,
А сердце болит всё сильней и сильнее…
(М.В. Палиевский)
Г) — Упрямый ты. Скоро в столицу
Один что ли я полечу?
(М.В. Палиевский)
Д) Там – солнца луч и в зной оливы сень,
А здесь – и гром, и молния, и слёзы…
(А.Н. Майков)
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА
1) вопросно-ответная форма изложения
2) эпитет
3) лексический повтор
4) риторический вопрос
5) градация
6) риторическое обращение
7) эпифора
8) метафора
9) ассонанс
(Взято из сборника Дощинского-2025, 50 вар.)
A-8. Метафора. Перед нами перенос значения по сходству: направление развития страны сравнивается с дорогой (путём), по которой можно пойти.
Есть у России лишь одна дорога…
Б-2. Эпитет. В данном фрагменте используется яркое, образное определение.
…И от горькой обиды крапива
Укусила девчонку в сердцах.
B-3. Лексический повтор. Слово «дальше» используется в предложении дважды.
Всё дальше и дальше уходит война,
А сердце болит всё сильней и сильнее…
Г-4. Риторический вопрос. Второе предложение представляет собой вопрос, не требующий ответа (привлекает внимание к проблеме).
— Упрямый ты. Скоро в столицу
Один что ли я полечу?
Д-5. Градация. В приведённом предложении слова расположены в порядке возрастания смысловой значимости (гром → молния → ливень (= слёзы)). Этот пример не является ярким примером градации, однако другие средства из списка не подходят → методом исключения можно прийти к правильному ответу.
Там – солнца луч и в зной оливы сень,
А здесь – и гром, и молния, и слёзы…