Задача к ЕГЭ по русскому языку на тему «Задачи от Дощинского» №211

Часто сталкиваешься с обвинениями Брюсова в продаже пера советской власти. А я скажу, что из всех перешедших или перешедших пóлу, Брюсов, может быть, единственный не предал и не продал. Место Брюсова – именно в СССР.

Какой строй и какое миросозерцание могли более соответствовать этому герою тру­да и воли, нежели миросозерцание, волю краеугольным камнем своим поставившее, и строй, не только бросивший – в гимне – лозунг: «Владыкой мира станет труд», но как Бонапарт – орден героев чести, основавший орден героев труда.

Брюсов в мире останется, но не как поэт, а как герой поэмы. Так же как Сальери остался – творческой волей Пушкина. На Брюсове не будут учиться писать стихи (есть лучшие источники, чем – хотя бы даже Пушкин! Вся мировая, ещё не подслушанная, подслушанной быть долженствующая, музыка), на нём будут учиться хотеть – че­го? – без определения объекта: всего. И, может быть, меньше всего – писать стихи.

Брюсов в хрестоматии войдёт, но не в отдел «Лирика» – в отдел, и такой в совет­ских хрестоматиях будет: «Воля». В этом отделе (пролагателей, преодолевателей, превозмогателей) имя его, среди русских имён, хочу верить, встанет одним из первых.

И не успокоится моё несправедливое, но жаждущее справедливости сердце, <…> в Москве, на самой видной её площади, не встанет – в граните – в нечеловеческий рост – изваяние:

ГЕРОЮ ТРУДА

СССР.

(По М.И. Цветаевой)


В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значе­ние выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера от­ветов.

1) ПЕРО. перен. О писательском труде, стиле. Вышло из-под пера кого-нибудь (написано кем-нибудь). Бойкое п. у кого-нибудь (о том, кто легко и быстро пишет). Проба пера (попытка писать, произведения начинающего; обычно ирон.). Разбойники (мошенни­ки) пера (о беспринципных и продажных писаках).

2) ВЛАСТЬ. Право и возможность распоряжаться кем-нибудь, чем-нибудь, подчинять своей воле. Родительская в. Превышение власти. Под чьей-нибудь властью быть, находиться. В. употребить (заставить подчиниться себе как имеющему власть). Терять в. над собой (терять самообладание). Во власти предрассудков (перен.: о том, кто полон предрассудков).

3) УЧИТЬСЯ. чему и с неопр. Усваивать какие-нибудь знания, навыки; приобретать опыт. У. математике. У. рисованию (рисовать). У. стойкости (быть стойким). У. у мастера.

4) ОБЪЕКТ. В грамматике: семантическая категория со значением того, на кого (что) направлено действие или обращено состояние. Значение объекта.

5) ВСТАТЬ. (1 и 2 л. не употр.). Остановиться в работе, перестать действовать. Встали заводы. Часы встали. Встало производство.

(Взято из сборника Дощинского-2025, 50 вар.)

1) ПЕРО. перен. О писательском труде, стиле. Вышло из-под пера кого-нибудь (написано кем-нибудь). Бойкое п. у кого-нибудь (о том, кто легко и быстро пишет). Проба пера (попытка писать, произведения начинающего; обычно ирон.). Разбойники (мошенни­ки) пера (о беспринципных и продажных писаках). подходит (пример из текста («…сталкиваешься с обвинениями Брюсова в продаже пера советской власти») и примеры из определения схожи; слово действительно используется в переносном значении, речь о таланте писателя, о его творческой деятельности)

2) ВЛАСТЬ. Право и возможность распоряжаться кем-нибудь, чем-нибудь, подчинять своей воле. Родительская в. Превышение власти. Под чьей-нибудь властью быть, находиться. В. употребить (заставить подчиниться себе как имеющему власть). Терять в. над собой (терять самообладание). Во власти предрассудков (перен.: о том, кто полон предрассудков). не подходит (в определении говорится об установлении контроля над другими людьми, в тексте же речь о тех, кто стоит у власти, правит страной; подходит значение «Начальство, должностные лица, управляющие и распоряжающиеся на данной территории. Районные власти. Обратиться к властям»)

3) УЧИТЬСЯ. чему и с неопр. Усваивать какие-нибудь знания, навыки; приобретать опыт. У. математике. У. рисованию (рисовать). У. стойкости (быть стойким). У. у мастера. подходит (пример из текста («…учиться писать стихи…») и примеры из определения схожи; речь действительно о приобретении умений)

4) ОБЪЕКТ. В грамматике: семантическая категория со значением того, на кого (что) направлено действие или обращено состояние. Значение объекта. подходит (пример из текста («…на нём будут учиться хотеть – че­го? – без определения объекта: всего») и пример из определения схожи; автор задаёт вопрос Р.п., подразумевая, что глагол «хотеть» требует соответствующего управления, а затем отмечает, что объект (то, чего будут учиться хотеть), на который направлено действие, определять не нужно)

5) ВСТАТЬ. (1 и 2 л. не употр.). Остановиться в работе, перестать действовать. Встали заводы. Часы встали. Встало производство. не подходит (в определении говорится о том, что работа приостановлена, в тексте же речь о том, что имя писателя будет названо одним из первых; подходит значение «Занять какое-л. место, положение и т.п.; расположиться где-л., каким-л. образом. В. в дверях. В. у стены. В. на выходе. В. в кружок»)

Ответ: 134
Оцените статью
Я решу все!