Задача к ЕГЭ по русскому языку на тему «Задачи от Дощинского» №200

Познавательный интерес – явление многостороннее, поэтому на процессы обуче­ния и воспитания он может влиять различными своими сторонами.

В педагогической практике познавательный интерес рассматривают часто лишь как внешний стимул, как средство активизации познавательной деятельности ученика, как эффективный инструмент учителя, позволяющий ему сделать процесс обучения привлекательным, выделить в обучении именно <…> аспекты, которые смогут при­влечь к себе непроизвольное внимание учеников, заставят активизироваться их мышление. Если из окружающего мира человек отбирает далеко не всё, а только то, что яв­ляется для него более значимым, то следует задуматься над тем, чтобы особо важное и значительное в обучении представить в интересной для ученика форме. Познаватель­ный интерес, характеризуясь объективными условиями появления и формирования, представляет собой своеобразный внутренний процесс самóй личности, затрагивающий наиболее значительные её стороны. Школьника могут привлекать такие стороны обу­чения, которые связаны с особенно яркими фактами, эффектными опытами, с обаяни­ем личности учителя.

Ограничивать трактовку познавательного интереса внешней стороной влияния на школьника, понимать его лишь как средство обучения неосмотрительно. Познаватель­ный интерес как средство обучения становится надёжным только тогда, когда исполь­зуется в арсенале средств развивающего обучения, прокладывающего дорогу росткам нового в развитии ученика, открывающего его перспективы.

(По Г.И. Щукиной)


Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики текста. Запишите номера ответов.

1) Текст относится к официально-деловому стилю, так как, давая указания по обучению школьников, характеризуется строгостью выражения мысли, объективностью, ло­гичностью, стандартизированностью изложения материала.

2) В тексте широко используется тематическая группа слов, связанная со школьным обучением и отражающая волнующие автора проблемы (процесс обучения, учитель, ученик), также встречаются термины (познавательный интерес, развивающее обу­чение).

3) В последнем предложении текста раскрывается тезис о необходимости использовать познавательный интерес наряду с другими средствами развивающего обучения.

4) Основные функции этого публицистического текста – эмоциональное воздействие на читателя и побуждение его к формированию у себя познавательного интереса.

5) Основной функционально-смысловой тип речи текста – повествование, так как изо­бражаемые явления даются в хронологической последовательности.

(Взято из сборника Дощинского-2025, 50 вар.)

Познавательный интерес – явление многостороннее, поэтому на процессы обуче­ния и воспитания он может влиять различными своими сторонами.

В педагогической практике познавательный интерес рассматривают часто лишь как внешний стимул, как средство активизации познавательной деятельности ученика, как эффективный инструмент учителя, позволяющий ему сделать процесс обучения привлекательным, выделить в обучении именно <…> аспекты, которые смогут при­влечь к себе непроизвольное внимание учеников, заставят активизироваться их мышление. Если из окружающего мира человек отбирает далеко не всё, а только то, что яв­ляется для него более значимым, то следует задуматься над тем, чтобы особо важное и значительное в обучении представить в интересной для ученика форме. Познаватель­ный интерес, характеризуясь объективными условиями появления и формирования, представляет собой своеобразный внутренний процесс самóй личности, затрагивающий наиболее значительные её стороны. Школьника могут привлекать такие стороны обу­чения, которые связаны с особенно яркими фактами, эффектными опытами, с обаяни­ем личности учителя.

Ограничивать трактовку познавательного интереса внешней стороной влияния на школьника, понимать его лишь как средство обучения неосмотрительно. Познаватель­ный интерес как средство обучения становится надёжным только тогда, когда исполь­зуется в арсенале средств развивающего обучения, прокладывающего дорогу росткам нового в развитии ученика, открывающего его перспективы.

1) Текст относится к официально-деловому стилю, так как, давая указания по обучению школьников, характеризуется строгостью выражения мысли, объективностью, ло­гичностью, стандартизированностью изложения материала. — в утверждении содержится неверная характеристика текста (текст не относится к официально-деловому стилю и не содержит инструкций, автор лишь показывает важность развития познавательного интереса у учеников; говорить о строгости, объективности и стандартизированности изложения неверно: в тексте присутствуют оценочные компоненты («Ограничивать трактовку познавательного интереса внешней стороной влияния на школьника, понимать его лишь как средство обучения неосмотрительно»), а стандартизированные обороты, канцеляризмы («во избежание», «всё вышесказанное» и т.п.) не используются)

2) В тексте широко используется тематическая группа слов, связанная со школьным обучением и отражающая волнующие автора проблемы (процесс обучения, учитель, ученик), также встречаются термины (познавательный интерес, развивающее обу­чение). — в утверждении содержится верная характеристика текста (автор приводит информацию о роли познавательного интереса, потому использование указанной тематической группы слов закономерно и логично (речь идёт о процессе обучения, а именно о включении познавательного интереса в арсенал средств развивающего обучения, притом учитель в этом процессе имеет немаловажное значение); «познавательный интерес», «развивающее обу­чение» в тексте используются в качестве терминов, т.е. в роли научных категорий из области преподавания)

3) В последнем предложении текста раскрывается тезис о необходимости использовать познавательный интерес наряду с другими средствами развивающего обучения. — в утверждении содержится верная характеристика текста (автор действительно утверждает, что познавательный интерес нельзя понимать лишь как средство обучения, необходимо рассматривать это понятие глубже: «Познаватель­ный интерес как средство обучения становится надёжным только тогда, когда исполь­зуется в арсенале средств развивающего обучения, прокладывающего дорогу росткам нового в развитии ученика, открывающего его перспективы»)

4) Основные функции этого публицистического текста – эмоциональное воздействие на читателя и побуждение его к формированию у себя познавательного интереса. — в утверждении содержится неверная характеристика текста (автор приводит информацию о роли познавательного интереса в развитии ученика (текст адресован специалистам в области педагогики), но не призывает читателя формировать познавательный интерес у себя, об эмоциональном воздействии также нельзя говорить: в тексте не используются, например, метафоры, эмоционально-окрашенная лексика и т.п.)

5) Основной функционально-смысловой тип речи текста – повествование, так как изо­бражаемые явления даются в хронологической последовательности. — в утверждении содержится неверная характеристика текста (в данном тексте не описаны события, которые последовательно сменяют друг друга, основной тип речи – рассуждение (автор приводит анализ проблемного вопроса и приходит к некоторым выводам о том, какое место должен занимать познавательный интерес в развивающем обучении))

Ответ: 23
Оцените статью
Я решу все!