Познавательный интерес – явление многостороннее, поэтому на процессы обучения и воспитания он может влиять различными своими сторонами.
В педагогической практике познавательный интерес рассматривают часто лишь как внешний стимул, как средство активизации познавательной деятельности ученика, как эффективный инструмент учителя, позволяющий ему сделать процесс обучения привлекательным, выделить в обучении именно <…> аспекты, которые смогут привлечь к себе непроизвольное внимание учеников, заставят активизироваться их мышление. Если из окружающего мира человек отбирает далеко не всё, а только то, что является для него более значимым, то следует задуматься над тем, чтобы особо важное и значительное в обучении представить в интересной для ученика форме. Познавательный интерес, характеризуясь объективными условиями появления и формирования, представляет собой своеобразный внутренний процесс самóй личности, затрагивающий наиболее значительные её стороны. Школьника могут привлекать такие стороны обучения, которые связаны с особенно яркими фактами, эффектными опытами, с обаянием личности учителя.
Ограничивать трактовку познавательного интереса внешней стороной влияния на школьника, понимать его лишь как средство обучения неосмотрительно. Познавательный интерес как средство обучения становится надёжным только тогда, когда используется в арсенале средств развивающего обучения, прокладывающего дорогу росткам нового в развитии ученика, открывающего его перспективы.
(По Г.И. Щукиной)
В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.
1) ИНСТРУМЕНТ. перен. Средство, способ, применяемый для достижения чего-нибудь (книжн.). И. познания.
2) ОТБИРАТЬ. кого (что). Брать обратно, а также отнимать. О. подарок. О. оружие у пленных.
3) ФОРМА. Одинаковая по покрою, цвету одежда (у военных, у служащих одного ведомства, учащихся). Школьная ф. Офицерская ф. Парадная ф.
4) СТОРОНА. перен. То, что составляет одну из особенностей, черт чего-нибудь. Положительная с. дела. Показная с.
5) РОСТОК. перен., обычно мн., чего. Проявление начинающегося развития чего-нибудь. Ростки демократии.
(Взято из сборника Дощинского-2025, 50 вар.)
1) ИНСТРУМЕНТ. перен. Средство, способ, применяемый для достижения чего-нибудь (книжн.). И. познания. — подходит (пример из текста («…эффективный инструмент учителя, позволяющий ему сделать процесс обучения привлекательным») и примеры из определения схожи; речь действительно о методах)
2) ОТБИРАТЬ. кого (что). Брать обратно, а также отнимать. О. подарок. О. оружие у пленных. — не подходит (в определении говорится о процессе, когда что-либо берут вопреки желанию человека, в тексте же речь идёт о процессе отбора; подходит значение «кого-что. Выделить из общего числа; выбрать по какому-л. признаку. О. сортовое зерно на семена»)
3) ФОРМА. Одинаковая по покрою, цвету одежда (у военных, у служащих одного ведомства, учащихся). Школьная ф. Офицерская ф. Парадная ф. — не подходит (в определении говорится о предмете гардероба, в тексте же речь о виде предоставления информации; подходит значение «Способ осуществления, проявления или выражения чего-л. Выбрать форму обращения. Высказать претензии в резкой форме. Изложить просьбу в тактичной форме»)
4) СТОРОНА. перен. То, что составляет одну из особенностей, черт чего-нибудь. Положительная с. дела. Показная с. — подходит (пример из текста («…представляет собой своеобразный внутренний процесс самóй личности, затрагивающий наиболее значительные её стороны») и примеры из определения схожи; речь действительно о важной части)
5) РОСТОК. перен., обычно мн., чего. Проявление начинающегося развития чего-нибудь. Ростки демократии. — подходит (пример из текста («…обучения, прокладывающего дорогу росткам нового в развитии ученика…») и примеры из определения схожи; слово действительно используется в переносном значении)